Всматриваясь в лик Богоматери. Протоиерей Георгий Шмид

Дорогие братья и сестры! Дорогие наши прихожане!
Поздравляю Вас и Ваших близких с престольным праздником, с Владимирской
иконой Божией Матери!
Молитвенно желаю Вам здоровья, выдержки и терпения в это сложное для каждого
из нас время. Пусть Богородица покрывает каждого из нас омофором Своей любви и
защиты, ограждая нас и наших близких, дорогих и любимых нами людей от всяких
напастей, бед и болезней на многие годы! С праздником, дорогие мои!
Ключарь Собора, прот. Георгий Шмид

Всматриваясь в лик Богоматери

 

Лик Богоматери преисполнен необычайного живописного совершенства и сосредоточенной углубленностью, отражающей сложные внутренние переживания. При первом взгляде кажется, что он полон безысходной скорби. Это впечатление и уносят многие, бессильные заглянуть пристальнее и глубже. И в самом деле, чем больше всматриваешься в лик Богоматери, тем более замечаешь, как скорбное выражение ее глаз смягчается и постепенно слабеет. Этому способствует выражение губ. Едва тронутые «багором», они производят впечатление едва улыбающихся. И при одновременном восприятии глаз и губ наблюдаешь уже сложное «контрапунктическое» звучание душевных «мелодий». Скорбь умеряется сдержанной улыбкой, а улыбка одухотворяется скорбной гаммой, озаряя Лик проникновенной глубиной мудрости. Лик Богоматери — умный лик, лик, исполненный молитвы ума, где отдельные чувства и переживания в их обособленности «сняты» и преображены мудростью. Лик Младенца более открытый и радостный. Христос обнимает рукой шею Матери и, прижимаясь Своим лицом к Ее щеке, заглядывает ясными глазами в Ее грустные и бездонные очи, перед которыми пророчески проходят картины страстной судьбы Ее Божественного Сына. «И Тебе Самой оружие пройдет душу», — вспоминает Мария слова Симеона Богоприимца. Христос же хочет отвлечь Мать от Ее скорбных созерцаний, говоря своим взором, что за Голгофой неизбежно следует воскресение и слава Сына, воссевшего одесную Отца. И кто «умиляется» — Мать Сыном, или Сын Матерью, — сказать трудно. Оба лика настолько слиты между собою, общее содержание их настолько взаимообусловлено, что рассматривать их в дискретности — значит разрушать идею единства и цельности запечатленного в иконе содержания.

Вот один из примеров пережитого опыта духовного воздействия иконы. Когда впервые подходишь к образу и зришь его равнодушным, мирским взором, то ощущаешь, как взгляд Богоматери, печальный и скорбно-суровый, скользит немного выше твоей головы, как бы не касаясь тебя. Но вот слова молитвы, обращенные к Взыскательнице погибших, к Источнику утоления печали и Всех скорбящих радости, смягчают Ее взор, и после этого начинаешь ощущать, что Богоматерь смотрит уже прямо на тебя с какой-то глубокой укоризной. И вдруг становится стыдно, что перед взором Царицы Небесной разложил весь своей жизненный скарб и просишь о житейском, человеческом, каждодневном.

Наскоро начинаешь собирать свои маленькие мыслишки, и молитва просительная постепенно переходит к славословию, сменяясь чистым и умным созерцанием величия и святости Той, Которая есть Ширшая Небес, Неопалимая Купина, Нерушимая Стено, Церкви Непоколебимой Столпе, Луч умного Солнца, Лествица Небесная, ею же сниде Бог, звезды незаходимыя Мати, Заре таинственнаго дня. Взор Владычицы и Госпожи начинает проникать глубже и глубже в душу, согревая ее, возвышая ум над житейским плаванием, возводя дух к горним высотам чистого созерцания и умного восхищения. Взор Богоматери становится взыскательней, проникновенней, теплей. Скорбная складка, ощущавшаяся меж бровей, сама собой исчезает, печаль сменяется радостью. И как Мать умиляется, созерцая своего Божественного Сына, так умиление свое Она переносит и на молящегося.

Она смотрит на мир полными печали глазами. В мире — Голгофа. Но Голгофа лишь путь, а не цель. Голгофа каждого из смертных есть горнило, очищающее дух и возводящее его в горние высоты. Страдание — путь к радости. Едва заметная улыбка, как утренняя заря, брезжит на Ее устах, просветляя скорбь. Провидя грядущее воскресение Сына, Богоизбранница предвидит преображение всякого, кто «возьмет крест своей и последует за Мной». Необычайное изменение замечаешь в Лике. Душу наполняет теплота, а дух — умное делание. В эти минуты зришь все неземное совершенство этого Лика, равного по духовной красоте которому не было и нет во всем мировом искусстве. Это преображение иконного лика и души молящегося и есть то чудо, которое совершается со всяким, кто сумеет в молитвенном созерцании приблизиться к первоначально строгому и скорбному лику Богоматери, впоследствии изливающему духовную теплоту на душу каждого, «с верою к нему притекающего». Это есть чудо преображения, просветления и восхищения души над утлой ладьей «житейских попечений» и погружения ее в мир умного делания.

Владимирский образ аристократичен не только внешней, но и духовной утонченностью. Он красив и мудр. Ибо подлинная красота возможна только при наличии духовного богатства. Необычайная глубина и широта разлита во взоре. Вложенное в икону при ее создании молитвенное чувство до сих пор согревает черствые души грешных просителей. Божья воля избрала эту икону орудием своего Промысла. Бесчисленные чудеса прославляли ее повсеместно, и нет на Руси православного человека, который, хотя бы мысленно, не возносил к ней молитвы. Церковь трижды в году празднует икону «яко зарю солнечную восприемши», как гласит тропарь в честь Владимирского образа, воспевает Промысел Божий, выраженный в бесчисленных чудесах иконы, и чтит через нее Небесную Владычицу, как Оранту перед престолом Всевышнего, Одигитрию на путях человеческих, умиление Матери, Девство и Рождество сочетавшей.

Сплотиться вокруг святыни

Надо уметь ощущать наличие святыни в своей жизни и надо уметь её защищать, защищать с пониманием того, зачем тебе это надо. Поскольку единство, глубокое согласие — это результат наличия подлинной святыни, которая объединяет людей в народ.

Общие границы и язык не сформируют народ, не дадут силы и мужество. Сходство идей — не постоянно, также и наличие общего врага. Общая святыня помогает осознать, что мы часть от целого. Святыня удерживает народ на плаву. Она создает то чувство ватерлинии, опускаясь ниже которой каждый из нас и народ в целом понимает, что начинается что-то страшное, и этого допускать категорически нельзя. Как говорил Достоевский (с которым также неразрывно связана история нашего храма): нету Бога — все разрешено. Нет святыни — тоже все дозволено и человек не понимает, что ему защищать, если у него нет никакой святыни. Тогда приходит страшное чувство, человек один на один остается с ужасом, поскольку сам отверг источник благодати.

Образ Владимирской иконы Божией Матери лучше всего раскрывает этот главный урок. Она возвещает его в течении всего времени своего пребывания на Руси — с конца X века и по сей день. Единство и согласие — это не просто норма вещей, это условие выживания общества, страны, семьи. На любом уровне. Если этого нет, приходит страшная беда.

Когда у людей есть святыня, то есть база, которая объединяет, помогает забыть о разногласиях. Поскольку самое главное у нас общее и нам нечего делить. Это не только отправная точка для дальнейшей истории и процветания, но и условие выживания. Поэтому будем воспитывать в себе ответственное отношение к святыне, в первую очередь через ответственное отношение к окружающим нас людям.

Вот с такими мыслями мы готовимся к празднику. И будем помнить, что любой двунадесятый праздник — это не только «узловые» события, но и особый дар благодати, который действует как в жизни общества, так и каждого отдельного человека.

Богородичные праздники напоминают нам, что мы должны делать как наследники христианской веры и преемники любви Божией в виде Покрова Пресвятой Богородицы. Они дают нам потенциал, и насколько мы его востребуем, настолько будет меняться окружающий нас мир. Обретя же дары благодати, будем помнить, что дар дается не просто так, мы должны его отработать, вернув людям, согражданам.

В конечном счете Господь и Божия Матерь учат, что значит настоящая любовь. Это ответственность за дар жизни и понимание, что любовь — это расстояние между мной и тем, кого я люблю и те знаки, которыми я это расстояние заполняю.

Любовь оберегает то, что без неё сохранить невозможно. Другого пути не существует. И отсюда спасающая сила любви. Она помогает удерживать то, без чего жизнь не имеет ни какого смысла и превращается в сплошные страдания и мучения.

Поэтому сегодняшний праздник напоминает о фундаментальных вещах, забвение которых означает то же самое, что пилить сук, на котором сидишь, то есть лишиться очень важного и прожить жизнь впустую.

Хочу вам и себе пожелать востребовать ту любовь, которую Господь дарует через свою Пречистую Матерь, быть достойными носителями благодати и помнить, чему это обязует, когда Божия Матерь покрывает тебя своей любовью и приходит Сама без зова и приглашения в самые страшные минуты, когда помощи ждать неоткуда. Приходит, чтобы нам с помощью Её любви одержать победу, востребовать благодать, спасение. Для этого необходимо иметь единство и согласие вокруг настоящих, объединяющих нас с вами святынь.

Аминь.

Протоиерей Георгий Шмид

(224)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *