Протоиерей Георгий Шмид: Воскресная проповедь в Неделю о самаряныне

Евангелие от Иоанна, глава 4, стихи 5–42

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры, я поздравляю вас с Пасхой Господней и с еще одним воскресным днем, который называется Неделей о самарянке в честь той удивительной встречи, которая сегодня была описана в Евангелии от Иоанна, и повествование о которой мы сегодня слышали за Божественной Литургией. Чем привлек внимание Церкви этот рассказ Иоанна Богослова, коль скоро именно он был положен в память об этом событии, да еще и в одно из воскресений периода, когда Церковь празднует Пасху? Само по себе это уже знаково, потому что всё, что Церковь вспоминает в эти дни, будь то евангельские события или чтения из книги Деяний святых апостолов, имеет особое отношение к понятию Воскресения Христова. Поэтому эти события и чтения не просто напоминают нам с вами о тех событиях жизни Христа, в которых выразилась Его божественность, но еще и обновляют нашу с вами веру.

Сегодня евангелист Иоанн описывает очень интересное событие, которое раскрывает нам с вами уникальность личности Христа. Читая в Евангелие о том, в каких разных ситуациях приходил Христос, в каких реальностях Он являлся, очень интересно наблюдать за тем, как раскрывался внутренний масштаб Его Личности Спасителя. Это сродни тому, как прошел человек мимо вас, вы на него смотрите и думаете, как он одет, как он выглядит, какая у него походка, какая стать и так далее, то есть оцениваете только свои внешние наблюдения. Но когда вы пообщаетесь с ним, вы начинаете совершенно по-иному воспринимать масштаб его личности: он умный, талантливый, находчивый, интересный или наоборот – еще хуже внутри, чем внешне. По-разному бывает. В данной ситуации Господь с учениками проходит через Самарию. Ученики уходят в ближайший город покупать продукты, а Господь остается у колодца, чтобы передохнуть. И здесь происходит встреча с простой женщиной из Самарии, которая даже по имени-то не названа. Насколько удивительна эта встреча, и насколько здесь раскрывается масштаб Личности Христа на совершенно уникальной территории! Самарян с евреями разделяла давняя многовековая вражда, которая дошла до того, что самаряне построили свой храм на горе Гаризим, который не уступал Иерусалимскому храму. Самаряне взяли часть иудейских верований, Пятикнижие Моисея, а всё остальное отвергли. Это произошло потому, что когда-то самаряне попали под плен, а вернувшись из него, стали полуязычниками, частично сохранив иудейские верования. Поэтому в глазах иудеев самаряне были, мягко говоря, изгоями. И когда Господь проходит через такую территорию, всё, что там происходит, совершенно неожиданным образом показывает, Кем является Христос. Можно сказать, что именно на территории самарян Господь предельно свободен от тех ложных взглядов, которые Его соотечественники евреи питали насчет мессианства и прочих титулов. Поэтому здесь Христос без опаски, что Его собеседница может неправильно Его понять, полностью раскрывает всю правду о Себе Самом.

Давайте конспективно рассмотрим, как раскрывается здесь фигура Христа во взаимодействии с учениками и с самарянкой.

Во-первых, Господь идет через Самарию, то есть, как я уже сказал, через территорию враждебных людей, притом ученики идут за Ним. Они не говорят Ему «Господи, куда же мы идем, у нас с ними вражда, у них там чуть ли не своя религия, свой храм, куда Ты нас ведешь? Если хочешь, иди, а мы пойдем в обход». Они этого не говорят. Ученики уже идут за Христом, выражая этим своё единство с Ним. То есть они готовы переступить через многовековую враждебность ради того, чтобы быть вместе со Христом. Только вдумайтесь, ведь мы говорим сейчас о востоке, где память очень длинная, и немыслимо переступить через многовековые барьеры, идти по территории своих врагов по вере, ведь идеология, как вы понимаете, лучше всего разъединяет людей, превращая очень быстро во врагов тех, кто вчера еще были друзьями, а сегодня готовы уничтожать друг друга. И тем не менее, они идут за Христом.

Второй момент. Когда ученики возвращаются из какого-то неизвестного города, купив продукты, они видят, что Христос разговаривает с женщиной. По иудейским взглядам, разговаривать с незнакомой женщиной, да еще на улице, было верхом неприличия! Но никто из учеников не задал вопрос «Господи, что Ты делаешь?», эти вопросы отпадали полностью, потому что ученики уже начинали понимать, Кто есть их Божественный Учитель.

Видите, небольшие детали, но как много они говорят о том, Кто есть Христос. Мы читаем это на примере отношения к Нему Его учеников. Они – зеркало своего понимания Христа, и по тому, как меняется их отношение к тому, что говорит Христос, насколько плотно они с Ним взаимодействуют, тоже раскрывает тайну Личности Христа без каких-либо дополнительных слов. Мы не знаем, что и как происходило, но мы видим результат, и это важнее всего.

Следующий момент очень интересный, это то, какие истины раскрываются о Христе глазами самарянки. Когда она слушает, что Он говорит, она удивляется. Когда Он раскрывает ей тайну ее личной жизни «у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4.18), она понимает, что перед ней уникальная личность и говорит Ему «вижу, что Ты пророк» (Ин. 4.19).

Ей, самарянской женщине, этого было достаточно, чтобы уверовать, что Он пророк! Хотя сравните с евангелием от Луки: когда народ начал воспринимать Христа? Когда Он воскресил мертвого юношу – сына наинской вдовы, то есть когда Он совершил потрясшее всех чудо! А здесь женщине было достаточно услышать из Его уст раскрывшуюся тайну ее личной жизни, и она признает Его пророком. Представляете, каков уровень открытости тому, что говорит Господь! Насколько она свободна для того, чтобы понять фигуру Христа! Ей не нужно для этого чудес. То, что Он сказал, само по себе для нее уже чудо.

Это максимум, на что способна самарянка в данной ситуации, но она делает очень смелый шаг вперед и говорит «знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё» (Ин. 4.25). Вы слышали когда-нибудь нечто подобное из уст иудеев во времена служения Христа на их иудейской территории? Ожидания Мессии возникли на политическом срыве иудейской истории и выражались в том, что Мессия придет в лице царя, который освободит иудейский народ от ига завоевателей и отстроит заново храм, то есть они хотели в этих надеждах получить вновь то, что они когда-то потеряли. Самарянка же находится намного ближе к пониманию мессианской тайны Христа, чем евреи, которые имели абсолютно другое милитаристское, агрессивное восприятие этой фигуры. Здесь прозвучали самые главные откровения о Христе. Когда Он побыл с самарянами и ушел от них, какое у них осталось впечатление? – Он Спаситель и Мессия. Вот какова их формула исповедования после того, как Он пробыл в Самарии всего несколько дней. Тогда зародилась самая настоящая и мощная вера от общения со Христом… никаких чудес, никаких откровений, просто разговор. И этого было достаточно для самарян, чтобы понять, Кем является Христос, чего так и не смогли понять иудеи, распявшие Христа. Самаряне просили Его «останься у нас еще!», но Господь ушел туда, куда должен был идти – к «погибшим овцам дома Израилева», как Он сам говорил (Мф. 15.24).

Видите, как много мы узнаем о Христе, читая между строк то повествование, которое мы слышали сегодня. Там где Христос, там полная свобода, свобода от ложных мнений, свобода от ненужных отживших традиций, свобода от того, что умаляет Бога, от всего, что препятствует искреннему пониманию Его. Бог есть такой, какой Он есть. Или еще лучше можно сказать, учитывая, что Бог – Творец и Владыка, – Он есть таков, каким Он хочет быть, вне зависимости от того, что мы думаем о Нем. Это один из уроков, которые преподнес Господь в сегодняшнем евангельском отрывке. Христос всегда больше, чем может думать о Нем человек – вот в чем Его уникальность. Христос говорит: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4.23), потому что Христос – Сын Божий, который этот путь и явил: показал, что такое Дух, и что такое Истина, которые несовместимы ни с какими человеческими восприятиями.

Поздравляю вас еще раз, дорогие мои, с Пасхой Христовой! Храните в себе Пасхальную радость! Это самое главное. Не позволяйте ничему омрачать и отнимать её. И всегда ищите свой путь к Богу, потому что Господь – для всех, и у каждого найдется свой путь к Нему, невзирая ни на что.

Аминь.

Христос Воскресе!

Протоиерей Георгий Шмид. 17.05.2020

(104)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *