Архиепископ Амвросий. Как пережить радость прощения

Благослови, душе моя, Господа…

и не забывай всех воздаяний Его,

очищающаго вся беззакония твоя,

исцеляющаго вся недуги твоя,

избавляющаго от истления живот твой,

венчающаго тя милостию и щедротами…

Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив.

В нашей Церкви, дорогие отцы, братья и сестры, эти слова звучат ежедневно. Мы благодарим Бога за Его милость к нам и прощение и воспеваем Его долготерпение.

Случайному человеку, не встретившемуся в жизни с Богом, Его прославление верующими людьми кажется странным. «Ваш Бог требует, чтобы Ему кланялись, хвалили Его, постоянно благодарили», — говорят некоторые. А мы знаем, что это не так. Мы знаем, что Бог ни в чем не нуждается. В том числе и в наших поклонах, славословиях и молитвах. В них нуждаемся мы. Потому что на опыте познали, что когда воспеваем, славословим Бога и говорим: «Благослови, моя душа, Господа», мы исцеляемся, избавляемся от растления личности, получаем очищение от беззаконий, освящаемся милостью, щедрой любовью и благодатью нашего Небесного Отца. От наших слов у Бога не будет больше славы и любви — их изобилие неизмеримо. Наши молитвы, совершаемые в смирении, помогают нам познать и пережить посещение Божие и стать участниками нетварной Божьей благодати.

Когда Господь посещает нас Своей благодатью, мы видим, как далеко стоим от Него. Но слезы покаяния на исповеди, во время молитвы, или в священный момент хиротонии не душат нас и не повергают в состояние мрака и тяжести, потому что Бог действует любовью и милостью, спасает нас, а не убивает; преображает, спасает от капканов, созданных нашим эгоизмом; прогоняет наши страхи и разбивает наших личных идолов.

Бог создал нас со стремлением к Себе, и наше сердце находится в тревоге и беспокойстве, доколе не находит успокоения и мира в Нем, нашем Творце. Но для того, чтобы обрести это успокоение, мы ищем возможности приблизиться к Нему, быть рядом с Ним, быть с Ним вместе! Мы нуждаемся в Его прощении. Удивительно: слово «простить» на греческом и означает «поставить человека вместе с собой, совместить». Когда мы просим у Бога прощения, мы просим Его поставить нас рядом с Ним, совместить с Собой, включить нас в пространство Своей любви, исцелить нас. Ведь проблема не в Нем, а в нас. Не Он отвернулся от нас и обижается или гневается, а мы закрылись панцирем своего эгоизма от Его тепла, света и любви. Не он рассердился и не хочет говорить со мной, а я – это я натворил в жизни столько глупостей и ошибок, что теперь мои страсти и пороки отравляют и убивают.

Как же взойти на это небо, где можно быть вместе с Богом? Как же испытать это освобождение и пережить радость прощения?

В жизни духовной есть свои законы. Они не порабощают и не угнетают, но напротив, открывают пространство подлинной свободы, предназначенной для человека. Один из таких законов гласит: “Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших”. (Мф. 6:14-21) Не простит совсем не так, как мы, люди, не прощаем. Просто не сможет это сделать без нас. Ведь наше напряжение другого человека — это невозможность жизни в Боге, это разрыв с Телом Христовым, это стена между мной и Богом, которую я возвожу своим упорством в непрощении, осуждением и претензиями к окружающим меня людям.

Задумаемся, дорогие братья и сестры, сколько осуждающих слов произносим мы ежедневно, как неумело оправдываем свою правоту, как унижаем наших братьев и сестёр во Христе, как гневным словом совершаем непоправимое.

Святые отцы говорят: пусть внутри нас бушуют страсти, пусть нас терзают легионы демонов – это не так страшно, как гневное слово, как клевета, унижение ближнего. Христос изгоняет легионы демонов одним мановением и ввергает их в Гадаринское море. Но сказанное или запущенное в виртуальный мир Интернета гнилое слово о человеке, донос, грязную сплетню – даже Бог не может исправить.

Себя ругай, унижай, но ближний неприкосновенен. Он или она — не наши собственные слуги.

Наши ближние принадлежат не нам. Они Христовы. Оскорбить их – значит разорвать ризу Христову; значит присвоить себе то, что принадлежит только Богу; значит украсть у Господа принадлежащее только Ему — суд над каждым из нас.

Если в глазах Бога каждый человек дороже всего тварного мира, то как же мы искажаем сами себя, когда грешим против ближнего, против другого человека, в котором как христиане должны были бы видеть Самого Бога.

В предстоящие дни утром и вечером мы по несколько часов будем находиться в храме: совершать богослужения, петь и читать. Наш ум – бродяга, и мы особенно убедимся в его похождениях, когда он не будет желать сосредоточиться на словах псалмов и молитв. Но это время будет дано каждому из нас, чтобы мы погрузились в себя, в свою душу, всмотрелись в прошлое, исследовали свое сердце и попытались честно дать ответ на вопрос: «Куда я иду?», «Кто я?», «Что происходит со мной, с моей душой?». Эти дни будут даны нам для того, чтобы мы задумались о своем движении во времени, сделали с собой хотя бы что-то, чтобы искренне начать просить: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго». Но уже сегодня мы можем, каждый из нас, для себя определить, какую самую тяжелую болезнь души мы обнажим пред Богом в этот Пост и поставим целью исцеление.

И начнем этот путь с долготерпения и многой милости, за которые благословим и благодарим Господа, и которые призваны сделать своими. Ведь прощение, которое совершается не обязательно через чинопоследование, но через сердце, слово, взгляд, глаза, искреннее намерение и дело, есть ничто иное, как приобщение к торжеству Христа над смертью, знамение действия Святого Духа. Христос пролил кровь на Кресте во оставление грехов. (Мф.26:28).

Оставляя ближнему грехи и прося прощения, мы приобщаемся тайне Креста. Нынешний день Прощения должен стать ежедневным воскресением в нашей жизни. Прощение нам говорит о том, что решающее слово принадлежит не греху, но Богу. Прощение вновь напоминает нам, что грешник — это человек, а не сам грех; что человек – не сгусток совершенных им поступков и ошибок. Прощение – это признак нашей человечности. Человечности, которой все меньше и меньше в жизни человечества, и даже среди нас, людей, называющих себя верующими.

Поставим, дорогие братья и сестры, нашей общей целью великопостного путешествия поучиться быть человечными. Человечными братьями и сестрами, детьми нашего Небесного Отца.

И начнем вновь этот урок жизни с признания своей вины, с сердечной просьбы о прощении, и с прощения, примером которого является для нас Господь.

Тот, кто поставлен над многими, обозревает многое и связан прямо или косвенно с судьбами многих людей. За многих отвечает и многим должен. Значение слов и поступков умножается на сотни и тысячи, но и воспринимаются слова такого человека более болезненно, сильнее ранят и вызывают большее осуждение и смущение.

Простите меня, дорогие братья и сестры, за все, чем подал вам повод для соблазна и разрушающего искушения, за то, что мог, но не сделал для вас, за мои грехи перед вами делом, словом и помышлением.

Щедрый и милостивый Господь, Долготерпеливый и Многомилостивый да разрешит всех нас от уз неправды и научит быть людьми; да благословит и воодушевит на предстоящее путешествие по пути Святой Четыредесятницы и совершит в жизни каждого из нас необходимое исправление и исцеление.

Аминь.

// проповедь ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная за вечерней с чином прощения в Покровском храме Московской духовной академии 10 марта 2019 года.

(65)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *