Краткую экскурсию по выставке провел для владыки Иван Раевский. Он рассказал, что поначалу планировалось разместить экспозицию в Казанском соборе, но из-за режима самоизоляции, связанного с пандемией коронавируса, это оказалось невозможно. Тогда было решено разместить ее в коридоре епархиального управления на первом этаже.
Выставка размещена на тринадцати планшетах и включает два основных тематических раздела: «Бессмертный полк Санкт-Петербургской епархии» и «Подвиг за линией фронта».
В первом разделе на четырех планшетах представлены имена, фотографии, биографические справки и наградные данные о клириках Санкт-Петербургской/Ленинградской епархии (епископах, священниках и диаконах), принимавших прямое участие в боевых действиях Советской Армии. Раздел сформирован на основе материалов личных дел и опросов, хранящихся в архиве епархии, литературных источников, а также доступного с недавнего времени электронного банка документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Помощь в подготовке выставки оказали также родственники священнослужителей и прихожане храмов, в которых служили бывшие воины: так, фотографию диакона Вениамина Чернова удалось найти только благодаря содействию прихожан Преображенского собора в Выборге.
В представленных выдержках из документов о награждении описываются подвиги, которые совершили служители Церкви на фронте и за которые они получили награды. Большое впечатление оказывают повторяющиеся свидетельства командования о том, что будущие священнослужители проявляли не только личную доблесть, но и способность морально поддерживать товарищей по оружию. Иван Раевский особо подчеркнул, что из 32 клириков «Бессмертного полка» всего двое оставшихся в живых: это протоиереи Иоанн Миронов и Аркадий Иванов.
Второй раздел рассказывает о подвиге духовенства, служившего Богу в блокадном Ленинграде. Планшет «Митрополит осажденного города» посвящен служению митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в дни блокады.
Четыре планшета посвящены храмам, действовавшим в блокадном Ленинграде. Для экспозиции отобраны документы, подчеркивающие, с одной стороны, мужество священников и причта, продолжавших служение в нечеловеческих условиях блокады, а с другой — массовый отклик верующих на принесенные войной послабления в борьбе государства против религии. В числе значимых, но малоизвестных событий, освещаемых экспозицией, можно назвать бомбардировку переполненного людьми Князь-Владимирского собора на Пасху 1942 года — события, иллюстрирующего вероломство и безжалостность фашистских захватчиков. О нем на Нюрнбергском процессе свидетельствовал настоятель собора протоиерей Николай Ломакин.
Иван Раевский напомнил, что колокола храма Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, несмотря на запрет колокольного звона в довоенное время, не была переплавлены и сохранились. В начале войны прихожане сняли их и закопали. Когда пришла весть о полном освобождении Ленинграда от блокады, прихожане извлекли колокола из земли, подняли их на колокольню и огласили весь район победным колокольным звоном.
Раздел «Подвиг за линией фронта» завершается темой служения Церкви на оккупированной немцами территории. Эта малоизвестная страница истории епархии в годы войны. Епархиальный древлехранитель подчеркнул, что, вопреки ожиданиям немцев, священнослужители и миряне не встали на их сторону и остались патриотами своей страны. В послании митрополита Ленинградского Алексия пастырям и пастве освобожденных территорий Ленинградской области на Пасху 1944 владыка пишет: «С радостью услышал я о преданности вере, о преданности Родине многих пастырей за все время пребывания в фашистской неволе…». Иван Раевский рассказал владыке о лично записанной им истории. Его отец воевал и рассказал о спасении советских летчиков в поселке Сиверском служившим в Тихвинском храме священником Константином Чудовским. Священнослужитель укрывал сбитых летчиков под престолом своего храма, пока не появилась возможность передать их партизанам. От партизан отец Константин получил бумагу, которая после войны стала его охранной грамотой.
«Не было в нашей стране семьи, не затронутой войной, — сказал владыка. — У нас в семье тоже было двое погибших: это мои дед по матери и дядя. Всегда надо задавать вопрос, что привело к трагедии, почему она случилась. Что предшествовало великой скорби? Что было перед войной? Страшное богоборчество: разрушались храмы, духовенство практически всюду уничтожили. Вся земля вопияла к небу о погибающей России. Но Господь печется о России. Пришлось с таким трудом отстоять ее, потерять двадцать семь миллионов человек — для чего? Чтобы Россия снова стала приносить Богу духовные плоды. До этого плоды были плохие: храмы уничтожались, народ сидел в тюрьмах и лагерях. Все это как будто «притягивало» трагические события, и испытания пришли. Пришлось заплатить такую высокую цену. Мы должны понимать, что богоборчество — путь к разрушению и бедам. Поэтому нужно прививать людям веру, чтобы они знали Христа, шли за Ним — тогда у нас большое будущее и таких трагедий больше не повторится. Мы будем завтра служить, петь «Вечную память» тем, кто устлал своими костями дорогу к Победе. Ну, а тем, кто выжил на фронте и в тылу, мы тоже благодарны: благодаря им у нас есть возможность жить мирно, в независимом государстве. Но если веры не будет, и пути у России не будет. Желаю всем потрудившимся над созданием выставки помощи Божией в заботах о просвещении, особенно — молодежи, чтобы она знала историю, причины войны и то, какой ценой досталась Победа».
Для шествия «Бессмертный полк», которое перенесено на неопределенный срок, был изготовлен портрет деда владыки Варсонофия Леонтия Мурычева. Владыка рассказал, что дед был призван на фронт в 1942 году в Саратовской области, участвовал в боях под Киевом, потом воевал под Новгородом, где и погиб. У него было четверо детей. Было решено, что этот портрет пока тоже станет частью экспозиции.
ИА «Вода живая»,
08.05.20
(100)