Календарь на каждый день

"И когда выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение"(Мк 1:10-11). Евангельский текст, читаемый на Утрене праздника, отмечает основной аспект этого события: в этот день человечеству была явлена во всей своей полноте догматическая истина о триипостасном Боге(1), причем не умозрительно, а воотчию, в чувственных образах: Иоанн Креститель слышал голос Отца, видел подтверждающего этот голос Духа Святого в виде голубя, которые вместе свидетельствовали о явлении Сына Божьего человечеству в лице Крещаемого.

Икона Крещения Господня в точности воспроизводит Евангельское свидетельство с добавлением некоторых деталей, заимствованных из содержания службы праздника - например, ангелов и одной-двух аллегорических фигур у ног Спасителя, олицетворяющих реку и море. В верхней части иконы изображается часть круга - символ разводящихся небес, которые, как некогда и рай, затворил для себя и своих потомков Адамов грех. Эта часть круга символически указывает на присутствие Бога; из него исходят на Спасителя лучи с опускающимся Духом святым в виде голубя.

Праздник Крещения Господня называется Богоявлением не только по причине откровения всех Трех Ипостасей Божества, но также и потому, что открывает Богосыновнее достоинство Иисуса Христа, выступившего на открытое служение во имя искупления рода человеческого. Отсюда - особое значение схождения Духа Святого на Спасителя "в виде голубине." С одной стороны, напрашивается аналогия с потопом: как тогда мир был очищен от своих беззаконий водами потопа и масличная ветвь в клюве у голубя, выпущенного Ноем с ковчега, возвещала о прекращении потопа и о возвращении мира земле, так и теперь нисхождение Св. Духа в виде голубя служило указанием на разрешение грехов и милости Божией для всей вселенной(2). С другой стороны, голубь являлся жертвенной птицей в Израиле, чем подчеркивался характер будущего служения Иисуса Христа. Вот почему изображение Св. Духа в виде голубя уместно лишь на иконе Крещения Господня.

Песнопения праздника обращают наше внимание на полноту освящения Спасителем воды ради нашего очищения и обновления: Взявший на себя грехи мира "покрывается водами Иордана." Символический язык иконы передает эту мысль, когда изображает Иисуса Хрисита стоящим словно на фоне воды, как в пещере. При помощи такого приема нам дается понять, что при Его Крещении погружалась не часть, а все тело - во образ погребения Христа, т.к. Крещение знаменует собой смерть Господа(3). В знак того, что инициатива происходящего принадлежит Ему, что Он, Владыка, пришел к рабу, прося крещения, Спаситель почти всегда изображается идущим или делающим движение в сторону Иоанна Крестителя, в то же время приклоняя Свою голову под Предтечеву руку. Своей правой рукой Он благославляет покрывающие Его воды Иордана, освящая при этом их своим погружением. Отныне - вода не образ смерти, но рождения в новую жизнь. Вот почему на изображениях Крещения первых веков, к примеру в катакомбах, крещаемый, как и Спаситель, чаще всего изображался ребенком. Вот почему в первые века христианства возраст человека отсчитывался не от естественного, а от благодатного рождения - с момента крещения. Поэтому на многих эпитафиях погребенных в катакомбах христиан помечен младенческий возраст, хотя, судя по размерам гроба, в нем почивают останки взрослого человека.

На большинстве икон праздника Спаситель изображается совершенно обнаженным: так икона Крещения, в соответствии со смыслом богослужебных текстов, подчеркивает кенозис, уничижение, Его божества: "обнажается небо облаки Одеваяй." Тем самым выделяется и цель этого кенозиса - обнажаясь плотию, Христос одевает наготу Адамову, а с ним и всего человечества в одежды славы и нетления.

Еще одной особенностью иконы Крещения является обилие аналогий с В3-ми прообразами. К примеру, у ног Спасителя, среди снующих в струях Иордана рыб, как правило, изображаются две маленькие фигурки: мужская, обнаженная, спиной к Спасителю, и женская, убегающая, иногда сидящая на рыбе. Это - иллюстрации В3-х текстов праздничного богослужения, являющие собой пророческие предизображения Крещения: мужская - аллегория Иордана (Пс 113:3), женская - переход евреев через Черное море.

Торжественность происходящего подчеркивается священнодействием Предтечи и ангелов. Св. Иоанн возлагает правую руку на главу Спасителя, а левой иногда держит свиток - символ своей проповеди(4). Богослужебные тексты упоминают о присутствии ангелов, но ничего не говорят об их роли. Отсюда - разнообразие в понимании и передаче этой роли на иконах Крещения. На более поздних - они держат в руках покрывала, чем указывается на их роль как служителей при крещении, готовящихся покрыть тело Христово по выходе из воды. Обычно же их изображают с покрытыми своими плащами руками в знак благоговения перед Тем, Кому они служат. Этот образ позаимствован из восточного обычая, усвоенного также и придворным этикетом Византии, где покровенными руками принимались предметы, передаваемые императором или императору - в знак особого к нему уважения. Число ангелов при этом может быть разным - два, три или более того.

Икона Крещения Господня, как впрочем и вся православная иконография праздников, являет собой своеобразное суммирование богослужения: это "умозрение в красках" показывает в основных чертах главный смысл происходящего события, предоставляет нам возможность посредством изображенных деталей осмыслить и углубить его значение.

Прот. георгий Шмид

(1) "Троица Бог наш Себе нераздельно яви; ибо Отец явленным свидетельством сродство возгласи, Дух голубиным образом сниде с небес, Сын пречистый верх Cвой Предтечи подклони и крешся..."

(2) "Там сучец масличный, здесь милость Бога нашего."

(3) "Через крещение мы спогребаемся Господу." (Гал 2:12)

(4) Вариант: держит левую руку в своеобразном молитвенном положении, выражая этим объявший его трепет.