Календарь на каждый день

Как правило, икона праздника содержит и проповедует ту же истину, что и Евангелие (в нашем случае – Предание Церкви), поэтому ее образ призван не просто иллюстрировать текст, но также и наиболее полно и догматически точно ему соответствовать.

Композиционной основой сюжета иконы служит рассказ Протоевангелия Иакова (VII:8) о посвящении трехлетней Марии на служение Господу. Приведение будущей Богородицы в ВЗ Храм является не только знаком благодарности за «разрешение неплодства» праведной Анны (Иак IV): оно обретает глубокое символическое значение, т.к. прообразует начало служения Христа, посланного Отцом на землю ради искупления падшего человечества. Сокровенный смысл события выражен в обращенных к Марии словах ВЗ-го первосвященника: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление» (Иак VII:7). Впоследствии эта мысль будет реализована в системах росписей средневековых храмов, объединявших в единый цикл композиции «Введение во храм» и «Сретение».

Классический вариант иконы выглядит следующим образом: в левой части иконы изображена ВЗ Церковь, в центре – церковь НЗ, а в правой части – «святая святых», где и пребывает Мария.

Вся композиция охвачена единой тканью красного цвета. Слева внизу – Иоаким и Анна, родители Марии, с родственниками, в красивых, нарядных одеждах. Справа, склоняясь над Марией, изображен первосвященник (Захария); его руки призывно обращены к Ней. В центральной части образа, под НЗ-й Церковью, стоит на первой ступени Мария, Которая протягивает руки первосвященнику, словно устремляясь навстречу Своей необыкновенной судьбе. Одинаковый наклон голов Иоакима и Анны, как и параллельное направление их рук, выражают внутреннее единство и согласие родителей Марии в принятом решении: они провожают и вверяют свою Дочь Господу. В их ликах читается печаль и трепет. Головы стоящих позади родственников обращены друг к другу, что служит знаком внутреннего волнения. В правом верхнем углу – священное место Храма, где крылатый вестник Небес питает Марию небесной пищей.

Иконе присуще восхитительно красивое цветовое решение, воплощённое в сильных и вместе с тем тонких сочетаниях небесно-синей лазури, холодной киновари, солнечно-тёплых охр, сверкающих разделкой золотом, дополненных гаммой различных оттенков зелёного, коричневого цветов, а также подсвеченных белил. Однако, на фоне такого праздничного, неземного сияния красок, обращённый к образу взор поражает глубокая серьёзность, даже скорбность в лицах участников этого события: они словно предчувствуют и созерцают духовным взором жертвенную судьбу Марии и крестный путь Её Божественного Сына. Это сочетание высшей радости и высшей скорби.

Прот. Георгий Шмид