Календарь на каждый день

Двадцать восьмого августа, по новому стилю, святая Церковь празднует событие « Успения Пресвятой Богородицы». День этот, очень почитаем нашим народом. И если мы своим мысленным взором представим карту нашей страны, то увидим великое множество храмов и монастырей, посвященных празднику Успения Божией Матери. И первая лавра в нашем государстве, Киево-Печерская, была посвящена памяти Успения Пресвятой Богородицы. И позднее, когда столицей стала Москва, то ее центральным, кафедральным собором, стал опять-таки Успенский собор, расположенный в самом сердце города, в кремле.

Из Священного Писания, мы не имеем свидетельства об Успении Божией Матери. Как ничего там не сказано ни о Ее Рождестве, ни о Введении во храм. И только момент Благовещения описывается евангелистом Лукой. Все остальные события связанные с жизнью Божией Матери принадлежат преданию Церкви. И Церковное предание гласит, что после того как Господь на кресте завещал Свою Матерь, попечению любимого ученика, Иоанна, названного в Церковной традиции «Богословом» /Ин.19,26;27/, Она пребывала с ним в Эфесе, где апостол Иоанн проповедовал Слово Божие и возвратилась с ним в Иерусалим, когда дни Ее земной жизни подошли к концу. Она имела извещение Свыше о завершении Своего земного существования. И к тому времени, все апостолы чудесным образом, по повелению Божию собрались вокруг Божией Матери, ибо до этого, они проповедовали Евангелие часто в очень отдаленных от Иерусалима уголках земли.

Наступил тот день, когда Матерь Божия, говоря нашим, человеческим языком – умерла. Апостолы с великой скорбью погребли ее в Гефсиманском саду. Но не было среди них апостола Фомы. Апостол Фома проповедовал очень далеко, в Индии, и просто не успел вернуться, дабы проститься с Матерью Своего Учителя и Господа. Фома появляется на третий день после погребения и просит показать ему гроб, в который положили тело Божией Матери. Апостолы ведут его к гробу, отваливают камень и гроб оказывается пустым. Вот собственно и все содержание праздника. Но со временем история этого праздника обросла многими подробностями, очень эффектными, в смысле явлений различных чудес. К тому-же таких, которых не бывало и при земной жизни Самого Господа, что уже само по себе вызывает сомнения в подлинности этих рассказов. Ибо Господь никогда не совершал чудес без цели и смысла, просто ради того, чтобы поразить воображение людей, удивить их, заставить в Себя поверить или повести за Собой. Христос являл великие чудеса, как Свою милость к людям, к их болезням и скорбям. Как проявление любви и как ответ на веру в Него. Не веру в чудо, а веру в Него без всяких чудес. Поэтому религиозную жизнь следует воспринимать не с точки зрения внешнего чудесного содержания, а, по сути. Но почему мы столь торжественно прославляем праздник Успения Божией Матери и почему он столь любим нашим народом?

Конечно, мы празднуем не то, что Матерь Божия умерла или, говоря церковным языком – уснула. Славянское слово «успение», означает – сон. Мы празднуем то, что Бог Ее воскресил, пробудил от сна. По сути, праздник Успения это вторая Пасха. Под словом «Пасха», мы подразумеваем воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа. А смысл сегодняшнего торжества, в воскресении из мертвых Матери Божией. Но, когда мы говорим о воскресении Христовом, то, как бы нас это не поражало и не удивляло, мы, тем не менее, понимаем, Кто воскрес из мертвых! Не просто человек, а Богочеловек! Никто не знает, как именно во Христе соединились Божественная и человеческая природа. В нашем сознании Христос – это Бог ставший человеком, «Христос истинный Бог наш…», произносит священник на каждом отпусте богослужения. Но в праздник Успения мы вспоминаем воскрешение обычного человека, имеющую родителей, рожденную естественным образом. Пускай великую праведницу, Ту Которую Господь вознес выше воинств небесных – но человека.

Из евангельской истории мы знаем, что Христос не раз воскрешал умерших людей. Он воскресил сына Наинской вдовы / Лк.7,11-17/ , дочь Иаира /Мф. 9,18-26; Мк.5,21-43; Лк.8,40-56/, Лазаря четверодневного /Ин.11,1-46/ и Его смерть на кресте сопровождалась воскрешением многих. Так что же особенного в воскрешении Спасителем Своей Матери? Почему мы прославляем именно Ее воскрешение, а не кого - либо другого? Разница очень существенная. Те люди, которых Господь воскресил Своей Божественной силой, прожив определенное количество времени, вновь умерли. Например, известно, что Лазарь четверодневный был епископом на острове Кипр и скончался уже после своего воскресения из мертвых и мощи его покоятся в склепе. И первой, после Своего Сына и Господа, восставшей из мертвых и обретших бессмертие, стала Матерь Божия.

В кондаке праздника Успения мы находим такие слова «гроб и умерщвление не удержаста…» т.е. гроб и смерть не удержали Ее. И эти слова относятся не к бессмертной душе Божией Матери, потому-что тогда эти слова можно приложить к каждому человеку, поскольку душа каждого человека бессмертна, вне зависимости от того праведен он или грешен. Точно также, как смертно наше физическое тело. И поэтому, гроб не удерживает души любого человека. Здесь имеется в виду другое, именно телесное воскресение Матери Божией Господом Иисусом Христом.

Праздник Успения для нас важен и радостен тем, что это первое в истории зримое событие, во исполнение обетования Господа о воскрешении Им каждого человека, каждого из нас с вами аминь.

Священник Александр Глебов