Календарь на каждый день

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня за Божественной литургией мы слушали повествование св. Луки об одном из многочисленных чудес, которые совершал Христос в своей земной жизни. Каждое чудо, совершенное Им, является не просто проявлением любви Божией, господства Божия в этом мире, оно еще и нечто знаменует собой, поэтому в большей мере, чем чудо, то, что совершал Господь, является знамением, знаком. В данном случае, что хотел сказать нам св. Лука, когда сохранил для нас рассказ об исцелении десяти прокаженных мужей Христом Спасителем? Рассказ этот находится в семнадцатой главе Евангелия от Луки, это уже последняя треть его повествования, и Лука рассказал нам достаточно много не только об учении Христа, но и о тех чудесах, которые Он совершал. Поэтому нельзя сказать, что здесь мы видим какое-то особенно удивительное чудо, которое совершает Христос на фоне тех, о которых мы уже прочитали в шестнадцати предыдущих главах. И возникает вопрос: а зачем говорить еще об одном из многих чудес Христа? Чтобы понять, какой смысл вкладывал в повествование сам евангелист, когда сохранил рассказ об этом чуде, надо задать себе вопрос: какая мысль, какая идея управляет тем текстом, в рамках которого находится этот рассказ. Тогда мы поймем, что хотел сказать св. Лука, сохранив для нас этот эпизод служения Христа.

Его можно рассматривать с разных углов зрения. Да, еще одно чудо. Да, проявление милосердия и любви Божией. Да, плод веры и так далее. Но это будет всегда помимо главного. В любом случае мы можем взять любое чудо наугад и там все это найдем. Тогда зачем еще один рассказ о еще одном удивительном деянии Христа? В девятой главе — а это глава семнадцатая, напоминаю — св. Лука как будто делит свое Евангелие на две части. И границей этого разделения полагает желание Христа идти в Иерусалим. Как красочно говорит славянский текст «Обратил лик свой к Иерусалиму». Идти для чего? На Свои страдания. С этого момента начинается отсчет событиям, которые предваряют собой искупление Христом человечества на Голгофе. И поэтому все, что происходит на этом пути по дороге в Иерусалим, имеет своего рода итоговый характер. Здесь расставляются все точки над i, здесь звучат самые главные темы, здесь мы видим то, ради чего Бог стал человеком, здесь раскрывается весь замысел Бога о человеке в служении Его единственного Сына и здесь св. Лука имеет возможность раскрыть во всей полноте основные богословские темы своего Евангелия. И потому, когда в семнадцатой главе речь идет о чуде исцеления десяти прокаженных, раскрывается одна из сквозных тем Евангелия от Луки, полностью развернутая в следующей книге этого священного писателя «Деяния святых апостолов». Какая тема? Та самая, что начинает звучать буквально с первых глав этого Евангелия, что Христос как Сын Божий является Спасителем не только иудейского народа, Он не просто Мессия в узконациональном значении этого титула, Он является Искупителем и Спасителем всего человечества. И потому, когда, скажем, Лука будет рассказывать события детства Христа, он очень интересно отобразит эту тему в хорошо известной нам песне Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши». Там есть слова, которые мы тысячи раз за свою жизнь повторяем за службой или на домашней молитве, но одна мысль, в ней содержащаяся, проходит, можно утверждать это смело, мимо сознания многих людей. Кем является новорожденный Христос по свидетельству Симеона Богоприимца в этой песне? «Свет в откровение языков и славу людей Израиля». Все правильно. Только почему язычники стоят на первом месте? Ведь эту песню воспевает не язычник, а иудей. Он движим Духом Святым и именно это придает его словам характер боговдохновенного гимна, пророчества. Он пророчествует, что в обозримом, очень скором будущем, иудейский народ с его узконациональными чаяниями отодвинется на второй план, а на первом встанут язычники. Потому что именно они примут благую весть об Иисусе как о Христе, они уверуют в Него.

Если вы будете внимательно читать Евангелие от Луки вот в этом аспекте, вы увидите у него множество примеров, когда не вера иудеев, а вера язычников приводится как эталон веры, да еще и такой, какой по словам Самого Христа Он даже и в Израиле не нашел. Таким образом, все эти рассказы раскрывают самое главное — нерв этих повествований — что именно в среде язычников родится та вера, на которую Израиль, имея на то все основания, все предпосылки, все необходимые возможности, оказался неспособен. Вспомним слова Иоанна Крестителя, которыми он встречал посланных к нему иудейских религиозных вождей во время своей проповеди на Иордане: «Порождения ехидны, кто вам внушил бежать от гнева Божия? Не говорите себе, что отец наш Авраам, ибо говорю вам, что Господь из камней сих создаст Себе детей». Вот эти камни, которые до того молчали, это были язычники. И когда Христос пришел со своей проповедью, именно в их среде мы видим самые высокие, самые яркие образцы настоящей веры, которую тщетно искал Христос среди иудейского народа. И нынешний рассказ об исцелении десяти прокаженных это еще один камень в фундамент идеи Луки.

О чем там идет речь? Господь, продвигается к Иерусалиму — пятый раз Лука напоминает читателю, на каком направлении происходят эти события, потому что именно вектор географического продвижения Христа придает всему особое значение: время уходит, оно истекает, остаются недели, и Лука подчеркивает, что та тема, которая имела место в самом начале, продолжается, и как язычники с радостью принимают благовестие Христа и откликаются на него, так и иудеи остаются неспособными откликнуться на этот зов любви Божией. И вновь Лука, говоря, что Христос проходил Самарией и Иудеей, что географически неправильно, отодвигает иудеев, ставя на первое место самарян, давно уже переставших быть частью иудейского народа. Исцеляются десять прокаженных, и одни из них, единственный, кто вернется поблагодарить Христа, будет самарянин. Христос задает ему три вопроса: «Не десять ли очистились»?, «А девять где»?, «Почему никто из них не вернулся восславить Бога, кроме вот этого иноплеменника»? Христос дает нам понять, в чем себя проявляет настоящая вера — девять не проявили ее, потому что поблагодарить вернулся только один из десяти. Ведь это одно из главных проявлений веры: если ты получил просимое, то ты знаешь, от кого ты это получил. А если знаешь, от кого получил, знаешь и кого благодарить. И слова Христа раскрывают будущее этих десятерых. Вернувшемуся Он говорит: «Иди, вера твоя спасла тебя». Значит, что получается? Те девять получили исцеление? Получили. И получили по вере, исполнив сказанное им Христом. Но была ли это та вера, которая спасет их? Нет, там ее не было. Это была вера отчаяния, отчаяния людей, готовых на что угодно, лишь бы избавиться от своей болезни. А вот вера, выразившая себя в благодарности, это вера любви. Важно здесь не только то, что человек получает от Бога, важно и то, как он этим даром распорядился. И за вернувшегося с благодарностью прокаженного можно быть спокойным. Господь сказал ему, что вера его не спасет, она его уже спасла. А вот что ждет девятерых, еще неизвестно. Благодарность, это, по сути, то первое проявление веры, с которого начинаются прочные, долговечные взаимоотношения человека с Богом. Ищите полноценный блог о сексе - ссылка приведет вас прямо к нужным статьям!

Это в совокупности со всем повествованием Луки подтверждает основную мысль его Евангелия: язычники примут Христа, иудеи в основной своей массе от Него отрекутся. И Лука здесь подчеркивает не просто спасительную силу веры для получения от Бога просимого, но гораздо большее значение придает поведению человека после того, как он получил то, о чем просил. Это гораздо важнее. Почему? Да потому — и мы с вами прекрасно по себе это знаем — что мы можем обещать кому угодно и что угодно, ради получения того, чего мы вожделеем, особенно если находимся в беде. Но вот когда мы это получаем, то очень быстро забываем о своих обещаниях, жизнь наша входит в привычное русло и продолжается дальше так, будто ничего и не произошло. А вот самарянин показал нам своим отношением к тому, что с ним произошло, как на самом деле действует вера, и что на самом деле спасает человека: то, как ты распорядишься полученным даром и то, сможешь ли ты превратить общение с Богом во взаимообщение. Твоя благодарность Богу говорит о том, что ты ценишь то, что получил и всегда будешь ценить. А будешь ценить, никогда не растеряешь.

Вот главная тема, которая здесь звучит и ради которой Лука сохранил этот рассказ. Можно быть в народе Божьем, но вести себя так, как повели себя девять неблагодарных, а можно быть далеко от этого народа, но показать такой образец веры, который, по словам Христа, Он и в Израиле не нашел. И еще. Человек не должен привыкать к любви Божией, сводить ее к чему-то утилитарному, человек не должен привыкать к дарам Божьим, привыкнешь — потеряешь способность ценить, постоянно будешь требовать больше, впадая тем самым в состояние духовной наглости. Поэтому рассказ о десяти прокаженных — предупреждение каждому из нас: помнить о любви Божией и благодарить Его всегда и за все.

Аминь

Прот. Георгий Шмид