Календарь на каждый день

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня за литургией мы слушали чтение Евангелия от Луки, в котором излагается одна из многочисленных притч Христа Спасителя, в которые Он частично облекал свое учение. Как таковая, притча имеет особое предназначение в устах Христа. И неслучайно блаженный Иероним в четвертом веке определил притчу как тень, которая идет впереди истины. И, возможно, неслучайно между словами «притча» и «предтеча» есть легко улавливаемое сходство. Как Иоанн Предтеча был тем, кто готовил народ к приходу Спасителя, также и притча возвещает некоторые истины, которые раскроют себя в реальности через какое-то время.

Особенно важно значение сегодняшней притчи в том, в каком месте Евангелия от Луки она находится. Если вы возьмете на себя труд проанализировать, какие притчи и когда Христос рассказывал в дни своего земного служения, то увидите: у тех, что стоят в его начале один смысл, у тех, что посредине - другой, а те, что завершают земной путь Спасителя - третий. И потому уже по содержанию притчи легко определить, к какому этапу служения Христа эта притча относится. Например, самые ранние притчи посвящены теме дорог, которые ведут в Царство Божие или напротив, уводят от него. Центральное место занимают притчи, которые раскрывают идею абсолютной ценности Царства для человека, а притчи, которые произносит Господь в завершении своего земного пути говорят о тех реальностях, которые раскроют себя вскоре в связи с Его смертью и воскресением из мертвых. Поэтому каждая из этих групп притч имеет свою тематику, свою направленность, по-своему раскрывает сущность учения Христа.

В Евангелии от Луки это не так ощутимо, а вот в Евангелии от Матфея число притч и чудес Христовых одинаково. Таким образом, евангелист Матфей хотел донести до нас одну очень важную мысль: что чудеса, что притчи Христовы — казалось бы, что между ними общего даже по внешнему воздействию на присутствующих — это две равно важные стороны донесения Его учения до людей. Можно сказать так, что в притчах Господь раскрывал определенные духовные вопросы так, чтобы они были понятны любому, самому простому человеку, а чудеса актуализировали главную тему притч — присутствие Царства Божия здесь и сейчас. Поэтому что притчи, что чудеса это, по сути, две формы реализации Христом своего учения.

Чтобы понять смысл нынешней притчи как можно более полно, надо помнить, в каком месте евангельского повествования она находится. Где-то с девятой главы евангелист Лука сообщает, что Иисус восхотел идти в Иерусалим. То есть Господь идет в Иерусалим на Свои страдания. Мы с вами воспринимаем эту тему на фоне событий Страстной седмицы. И формируется это понимание благодаря Великопостному богослужению и тем последним дням, которые предваряют Пасху. А вот в Евангелии от Луки это путешествие Христа на страсти начинается гораздо раньше. Этим подчеркивается, во-первых, неукоснительная верность Христа как Сына Божия воле Своего Отца, а, во-вторых, отчасти раскрывается и значение служения Христа как Спасителя. Он ведь не только учит о спасении, Он, идя в Иерусалим на Свои страдания и крестную смерть, на этом пути совершает много чудес, произносит много притч, дает изобилие примеров для обучения Своих учеников. И потому этот Его путь на страдания превращается в некую форму подтверждения всего того, что было Им сказано, и с особой силой начинают звучать те темы, которые являются главными в служении Христа. Потому что звучат для нас они тогда, когда повествование приближается к Спасительному для нас событию вселенского масштаба — распятие и смерть Сына Божия. Вот почему эта притча о пире, который устроил один богатый человек, обретает особое значение. В каком-то смысле она подводит черту под общением Бога с еврейским народом. Эта притча одно из трех событий, которые произошли в доме некоего богатого фарисея, куда Господь был приглашен, и в процессе общения со своими слушателями Он раскрывает смысл и последствия происходящего вот в этой притче. Вкратце вспомним, о чем там говорится. Один человек устраивает ужин и туда уже заведомо приглашены определенные люди, которые в то время, когда уже нужно было идти к трапезе, стали, словно сговорившись, отказываться под разными предлогами. И когда устроитель ужина об этом узнает, он повелевает слугам идти по улицам города и приглашать хромых, увечных, убогих, слепых, чтобы наполнить его дом, и когда это было сделано, слуга сообщает ему, что место в доме еще есть. Тогда господин посылает слуг в отдаленные места, собирая и дальних жителей, чтобы наполнить гостями свой дом. В этой притче обращает на себя внимание то, о чем не говорит в параллельном месте своего Евангелия Матфей. Он тоже сохранил эту притчу, но у него нет трижды звучащего приглашения на пир и тройной разновидности отказа приглашенных. Поэтому обратим внимание на то, что стоит за этими отказами и за этими приглашениями, ведь если Лука включил их в притчу, то ясно, что за этим стоит какой-то замысел, что этими деталями евангелист хочет сказать нечто важное.

Обратите внимание, что послужило причиной или что звучит в качестве причины отказа приглашенных, то есть заранее избранных, на этот пир людей. Причиной служит ярко выраженный материальный мотив: земля, волы и женитьба. Господь этой притчей подчеркивает, каким серьезным препятствием может быть запутанность человека в материальных интересах именно в тот момент, когда он должен сказать свое «да» главному, тому важнейшему моменту в своей жизни — эсхатологическому пиру, общению с Богом. Они были приглашены, они заранее знали об этом, но вот именно в этот момент один купил землю, другой пять пар волов, а третий — надо же, именно в этот момент женился. Словно на весах: вот интересы Бога, духовные интересы, а вот интересы мои, материальные, и в момент выбора материальные перевешивают. И как результат такого смещения ценностей — эти люди сами себя лишают присутствия на этом пире.

А теперь вспомним, что те люди, которые, в конце концов, оказались на пиру — хромые, слепые, убогие — были изгоями общества. Они не входили в состав израильского общества и не являлись частью народа. Они не пользовались правами и были за рамками иудейской религии и культуры. И вот Господь, приглашая их, словно восстанавливает их в тех правах, которые они по той или иной причине когда-то утратили. Он восстанавливает народ, Он исцеляет его, но как? Через веру в Себя, которая выражается в послушании с их стороны — они-то придут. Придут с улиц и переулков города — здесь явный намек на Иерусалим. Но вот они пришли, а места в доме еще много. И слуга отправляется за пределы города — собирать людей по дорогам и поселениям. Явный намек на проповедь языческому миру, который тоже должен войти в дом Господа всех. И только тогда дом наполнился.

Казалось бы, вот вся перспектива этой притчи. С одной стороны показано, кем является Христос по отношению к народу — Он восстанавливает его, значит, этот народ не статичен, в него войдет тот, кто послушен Христу; с другой стороны подчеркнуты самые главные причины, препятствующие человеку в правильный момент сделать правильный выбор — это укорененность в материальном. И эта притча раскрывает будущее — те, кто был приглашен, будут отвергнуты, они сами себя лишат участия в пире, но свято место пусто не бывает — на их места придут другие.

Но кто, по замыслу Луки, те три категории людей, что отказались от участия в пире? Это фарисеи, это книжники, это и есть религиозные вожди еврейского народа и его знать. И здесь они не перечисляются Лукой потому, что о них уже достаточно сказано было до девятой главы Евангелия. В шестой главе про богатых было сказано: «Горе вам, богатые, ибо вы уже свое получили», в седьмой главе, когда Иоанн Предтеча пошлет своих учеников ко Христу с вопросом: «Ты ли тот, кого мы ждем, или нам ждать другого?»,- что ответит Христос? «Пойдите и скажите, что вы видите: хромые ходят и слепые прозревают». То есть те же самые категории перечисляет Спаситель, которые мы видим в нашей притче из четырнадцатой главы: это те, которых Господь уже призвал, и которые смогли дать такие образцы веры, на какие неспособны оказались те, кто представлял собой избранный народ. Вот так мелкими штрихами св. Лука придает притче глубину и ясность.

Но что означает последняя фраза «много званных, но мало избранных»? Толковать ее можно по-разному, но если мы хотим понять, какой смысл в нее вкладывает Сам Христос, то нужно связать ее с контекстом этой притчи. Избранных мало, потому что те, кто были избраны — вожди еврейского народа и сам народ, который считал себя избранным Богом, в конечном счете дали минимальные плоды веры и в минимальной степени откликнулся на проповедь Христа. А кто такие званные? Вспомним притчу. С приглашенными заранее, избранными, понятно. Про обитателей Иерусалима хозяин дома говорит слуге: «Иди и приведи», - говорит как Владыка. А вот про обитателей земель за пределами иудейского мира он говорит слуге так: «Иди и убеди их придти ко мне». Что, собственно, и делали впоследствии апостолы силой воскресшего Христа — они убеждали язычников придти ко Христу, давая им то, что не могло предложить язычество.

В притче раскрывается перспектива того, что ожидает израильское общество в конечном счете: тот пир, который был предназначен для иудеев в первую очередь, был ими отвергнут. Поэтому на их место придут другие народы, которые впоследствии откликнутся на проповедь Христа и Его апостолов. Вот почему было сказано, что притча подводит черту под общением Бога с избранным Им народом, учитывая то печальное состояние чуткости, отзывчивости иудейского общества, которое окружало Христа. Но притча не меньшее значение имеет и для нас с вами. Не окажемся ли и мы в решающий момент выбора в том же положении или, лучше сказать, в том же состоянии, в котором Христос нашел еврейский народ? Самая большая ценность для человека — Царство Божие — и самые большие препятствия остались ведь те же самые. Что выберем мы в тот момент, когда Господь будет ждать нашего ответа? Ведь если ты откажешься, дом все-равно будет наполнен людьми, но уже без тебя.

И в притче закладывается образ предвкушения, предчувствия, как мы говорим прообраз того подлинного народа Божия, который возникнет в Иерусалиме уже после Воскресения Христова на Пятидесятницу, когда верой во Христа будет образован новый народ без учета этнических и языковых границ. Любой, кто уверовал во Христа, сможет войти в этот народ. И Лука гениально подчеркнул это, когда в «Деяниях» рассказывал о Пятидесятнице. Каким образом проявил себя дар Святаго Духа, которому сподобились приобщиться апостолы в этот день? Они заговорят на разных исторических языках. По сути в Пятидесятницу происходит событие, обратное по своему значению событию Вавилонского столпотворения, когда люди захотели стать как боги, и Господь смешал их языки, и они перестали друг друга понимать, и разделились, разойдясь в разные стороны, так вот теперь Бог Сам становится человеком и дает дар языков, наполняя многоязычность апостолов одной благой вестью, которой они объединят вокруг себя все народы земли, создав новый народ Божий, откликнувшийся на проповедь апостолов.

Аминь.

Прот. Георгий Шмид