Календарь на каждый день

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, как всегда за Божественной литургией, мы с вами слушали чтение из Евангелия, в данном случае от святого Луки, в котором содержится не просто одна из многочисленных притч Христа Спасителя, но одна из трех притч, которые имеются только в Евангелии от Луки и которые являются особо знаменитыми в силу своего уникального содержания.

Господь часто прибегал к притчам, к этой форме иносказательного преподавания Своего учения, с тем, чтобы сделать нагляднее то, что можно сказать и простым языком, но после притч это будет восприниматься на совершенно ином уровне, как понимания, так и призыва к действию. Например, можно сказать: «Помоги человеку, который оказался в беде». И какой будет результат? А вот сравните свою реакцию на этот призыв, если вам рассказали притчу о милосердном самарянине. Форма притчи, иносказательного образа, позволяет вложить в него такие смелые мысли, настолько далеко идущие идеи, которые в прямой речи порой немыслимы. Поэтому притчи имеют свое преимущество, делая более наглядным, более востребованным учение, которое в них вложено.

Итак, сегодня мы с вами слушали притчу о богаче и нищем Лазаре. Само по себе наличие этих двух фигур задает притче некую полярность. Богач и нищий. Будучи персонажами полярными, они задают притче особое напряжение. Притча эта отсылает нас к издавна известной ситуации социального неравенства — сосуществования людей богатых и бедных. Просто сказать о том, что такое состояние человечества является результатом цинизма, результатом духовной слепоты и сердечной пустоты — сказать правду. Сказать о том, что богачи отчуждают бедных от богатств природы, мира тоже значит сказать правду. Но от этого нищим не легче. И склад ума богача, ослепленного жаждой наживы тоже вряд ли будет восприимчив к такого рода упрекам в его адрес. Ему все-равно, что о нем говорят, что думают, каким взглядом его провожают. Главное для него — накопление и преувеличение богатства. И начало притчи не говорит нам ничего нового, и если бы здесь поставить точку, мы бы не узнали, с какой целью рассказал ее Христос. Чтобы призвать богачей к милосердию? Так ведь этот богач ничем не обидел нищего. Он не гнал его: тот находился при входе в его поместье и богач просто прошел мимо него. Нищему даже позволялось питаться кусками хлеба со стола богача, а здесь имеются в виду не крошки хлеба, остающиеся при его преломлении, а те куски хлебного мякиша, которыми в конце обеда вытирали руки и после выбрасывали. Положение нищего еще более подчеркивается тем, что он был поражен болезнью, покрывшей струпьями его тело. Но все меняется с приходом смерти. Умерли оба — и богач, и нищий, и вот тут раскрывается смысл притчи. Богача похоронили, а нищего хоронить было некому, и св. Лука говорит, что ангелы отнесли его на лоно Авраамово. И в этих двух образах мы ощущаем двухвекторное движение: похоронили — вектор вниз, отнесли на лоно Авраамово — вектор вверх. И когда дальше раскрывается посмертная судьба обоих, подчеркивается именно это ощущение: богачу, чтобы увидеть Лазаря, приходится «возвести очи». Чтобы понять символику загробного бытия обоих, надо вспомнить, что Господь, рассказывая эту притчу, использует, чтобы быть понятным для своих слушателей, те образы, тот круг устоявшихся идей, которые лежали в основе иудейского мировоззрения о загробной участи человека. Поэтому, если точнее переводить греческий текст, то переводить значение слова, обозначающего место пребывания богача, надо не как «ад», там стоит слово «гадес» — это не ад, как место окончательного приговора. Господь вообще не говорит о воскресении мертвых и суде в этой притче. Но тем не менее, когда Он употребляет вот эти образы, которые были устойчивыми для иудейского мировоззрения о посмертной участи человека, Он считает, что они вполне могут выразить то, что Он хочет сказать своим слушателям.

Ради чего рассказана эта притча? Когда человек читает ее впервые или поверхностно, то первое впечатление это то, что притча рассказывает о зависимости посмертной участи человека от того, как он жил на земле. Богач не проявил милосердия к нищему: он оказался, как переведено в русском тексте, в аду. Нищий вознесен на лоно авраамово. Того мучает жажда, и когда он видит блаженство Лазаря, это одно уже является источником мучений богача: видеть блаженство, которое тебе никогда доступно не будет. Но главный смысл притчи в другом. Какой толк от притчи, которая не решает самой главной проблемы? Как было, так и останется: богачи будут богатеть, а бедные будут мучиться. Поэтому притча была рассказана для другого. И смысл ее заключается в том вопросе, с которым обращается этот несчастный богач. И в его устах звучит тот вопрос, который бы хотела задать масса людей, тот вопрос, который звучит на страницах и Ветхого, и Нового Заветов. Богач просит: «Господи, если Ты есть, дай нам знак здесь, на земле. Убедительно продемонстрируй свое присутствие, если Ты хочешь, чтобы мы жили так, как говорят Твои заповеди. Дай нам знак, и тогда мы изменим свое отношение к жизни». Богач, у которого осталось пять братьев, просит Авраама послать кого-нибудь на землю, пусть они знают, что все это правда, я не хочу, говорит он, чтобы они попали в место сие. Авраам отвечает, что не будет этого делать, потому что если живые не верят Моисею и Писанию, то не поверят, если кто-нибудь и из мертвых воскреснет. Вот что толку для людей от предупреждений? На пачке сигарет написано: «Курение убивает». Многих это остановило? А ведь это предупреждение касается не кого-то постороннего, а ведь реальность этого предупреждения всем понятна, и этой реальности полно примеров. Так многих ли это останавливает? Что уж говорить о тех предупреждениях, что содержит Писание, и которые касаются даже не этой земной жизни. Поэтому в принципе на этом можно было бы проповедь и закончить: пока не будет веры словам Писания, какой смысл говорить дальше? Вот и отвечает Авраам богачу, что та реальность, в которой он оказался, невыразима и недоступна тем, кто остался в реальности земной. И по той же причине Христос, чтобы хоть как-то раскрыть тайны иной реальности, реальности Царства Божия, прибегает к притчам, к образам этого мира, которые хоть как-то делают доступным для понимания человека реальности мира иного.

Самым горьким выводом притчи являются слова Авраама о том, что если люди Моисею и Писанию не верят, то не поверят и воскресшему из мертвых. И здесь мы с вами вспоминаем очень интересную параллель. Это единственная притча Христа, в которой человек назван по имени. Нищий Лазарь. И у этого Лазаря есть прямая параллель в Евангелии от Иоанна. Помните, четырехдневный Лазарь, история которого продолжает тему, начатую в этой притче. Вы помните, как Господь воскресил Лазаря, который был мертв четыре дня. В чем смысл этой цифры? В том, что по убеждениям иудеев, душа умершего человека находилась где-то рядом, здесь, на земле, в течение первых трех дней, а потом уходила в мир иной, откуда уже никогда не возвращалась, и никто не мог вызвать ее оттуда и вселить в умершее тело. Христос воскрешает четырехдневного покойника, показывая тем самым, что Он — абсолютный владыка живых и мертвых. Если до сих пор Он воскрешал людей, которые недавно умерли — иногда всего как несколько часов, то здесь речь идет о мертвеце четырехдневном, и Господь являет тем самым, кто Он такой: абсолютный господин над жизнью и над смертью, которому послушно всё. А что было потом? А потом очевидцы этого чуда пошли к членам синедриона и рассказали о случившемся и о том, что они уверовали благодаря этому чуду. Происходит заседание синедриона, верховного иудейского совета, и его члены понимают, что это — неоспоримый факт, который способен очень серьезно повлиять на умонастроения многих евреев. И эти умонастроения могут серьезно повлиять на отношения с римской властью. И члены синедриона, руководствуясь сугубо политическими мотивами, принимают безумное с религиозной точки зрения решение: убить Христа и Лазаря, которого Он воскресил. В итоге совершенное чудо, которое имело огромное число очевидцев, ожесточило сердца еврейских вождей. И еще одно. Тот Лазарь из притчи лежал при входе в поместье богача, за воротами, весь изъязвленный струпьями. А где распинали Христа? За воротами, при входе в Иерусалим. Также всего изъязвленного, в кровавых струпьях. И как Лазарь, Христос умер, но в отличие от того, Он воскрес. Вот Он и есть тот, посланный из иной реальности, умерший и воскресший, с той вестью, о которой просил богач Авраама. И Лука задает этой притчей вопрос: просили? Просили. Получили? Получили. Так как вы теперь поступите? Когда ко Христу задолго до Его смерти подходили фарисеи и книжники, говоря: «Дай нам знамение с неба и мы уверуем», - Христос отвечал: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, но не будет вам иного, чем знамение Ионы пророка. Как Иона пробыл во чреве китовом три дня и три ночи, так и Сыну человеческому надлежит пробыть в сердце земли три дня и три ночи». Почему Господь, отвечая лукавым вопросителям, начинает с такой фразы: «Род лукавый и прелюбодейный»? Именно так называлось поколение евреев, которое скиталось по пустыне после избавления из египетского рабства. Что характеризует это время в истории Израиля? Это — наиболее ясное, открытое вмешательство Божие в жизнь еврейского народа. Несравнимое ни с чем в Ветхом Завете ощущение силы Божией и Его чудес. И потому, если этих знаков недостаточно, если этого мало, то что можно еще добавить. Еще знамений может искать только лукавый род. Господь говорит: «Я буду для вас Ионой, как тот был изрыгнут китом, так же и Меня изрыгнет смерть, потому что не сможет Меня удержать. Как Иона пришел с призывом к покаянию, так и Я приду, как примете вы Меня»?

Мы понимаем, что эта притча была рассказана не для того, чтобы утешить бедных, вот, мол, какова участь богача, и какова участь Лазаря. Эта притча рассказана для богачей, она призывает к благоразумному отношению к жизни, к уважению к чужой жизни и напоминает о том, что если Господь дал тебе материальное благополучие, то ты должен знать, как им нужно распоряжаться. Притча у Луки пропитана социальным напряжением: если богач был верующим человеком, то почему эту веру никак не ощутил на себе нищий Лазарь? Вот вопрос, который ставит в притче Лука. Лука напоминает нам, что земля бесконечно богата для того, чтобы удовлетворить нужду каждого человека, но всех ее богатств не хватит, чтобы насытить алчность хотя бы одного из нас. Эта притча о том, каково должно быть отношение человека, если он считает себя верующим, к тем, кто его окружает здесь и сейчас, она обличает такой грех, как равнодушие, которое сводит на нет все попытки любви Божией растопить лед человеческого сердца. Равнодушие проявляет себя в том, что мы безразлично относимся к бедам других людей, но его последствия куда как разрушительней, когда человек никак не реагирует в самые серьезные минуты истории и на судьбу своей Родины и не участвует и не сопротивляется тому, что разрушает ее. Страшный грех в очах Божиих — равнодушие как отсутствие любви.

Человеку нет нужды ждать смерти, чтобы обратиться к Богу с той просьбой, с которой обратился богач к Аврааму: «Дай знак». Когда к человеку приближается старость, он видит плоды своей жизни и понимает, что выращенный урожай не пересеять. Человек просто принимает то, что он взращивал всю свою жизнь. И ничего нового человеку Страшный Суд не раскроет: человек при жизни поймет, что он вырастил. И дай Бог, чтобы это понимание пришло вовремя, когда человек еще может что-то изменить, не как богач, который мог это сделать, каждый день проходя мимо нищего, но не сделал.

Аминь!

Прот. Георгий Шмид