Календарь на каждый день

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Всех вас, дорогие мои, поздравляю с праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы, который предвещает нам близость Рождества Христова. Праздник этот, может, кому-то это покажется удивительным, черпает свое содержание не в евангельских повествованиях. В основу его лег древний апокриф, который называется «Протоевангелие от Иакова». И повествуется в этом тексте о событиях и обстоятельствах рождения пресвятой Богородицы и о событиях, связанных с появлением Ее в иерусалимском Храме.

Вкратце суть этого памятника в том, что бесплодные родители Ее Иоаким и Анна были искренне и глубоко верующими людьми, которых характеризуют пожалуй самой высокой характеристикой, которая есть в Ветхом Завете: они были праведными не перед людьми, они были праведными перед Богом. Но тем не менее Господь попустил такое серьезнейшее испытание их веры — они были бездетными и не могли уже по возрасту стать родителями, а в понимании ветхозаветного мышления обилие потомства всегда являлось знаком благословения Божия, расположения Бога к этому роду и действительным подтверждением праведности этих супругов в очах Божиих. И потому, когда Иоаким и Анна оставались до глубокой старости бездетными, это воспринималось как некое поношение, как мы, собственно, поем в тропаре «поношение безчадства». Но вот в ответ на их горячие молитвы Бог дал им не просто великое утешение под старость — ребенка, но дал Ту, Которую Господь изберет Себе в Матери. Ту девочку, которая впоследствии даст Сыну Божию плоть человеческую.

Свою преданность Богу, свою праведность, Иоаким и Анна подтвердили тем, что они обещали Господу: если Он дарует им потомство, посвятить ребенка на служение Богу. И памятник говорит о готовности Иоакима уже в двухлетнем возрасте отдать девочку на воспитание в иерусалимский Храм. Но супруга его Анна упросила мужа обождать, чтобы не давать повода ребенку для тоски по родителям, пока та еще немного повзрослеет, и уже тогда вести ее в Храм, что и было сделано на следующий год, когда младенцу исполнилось три года.

Надо сказать, что среди иудеев была такая традиция, когда многие, уже будучи взрослыми людьми посвящали себя Богу, сохраняли девство и служили Ему при Храме или своей молитвой, или своим искусством, например, рукоделием. И при Храме было много подобных дев. Например, если вы помните события Сретения Господня, то там упоминается вдова восьмидесяти четырех лет, которая подошла к новорожденному Младенцу и славила Его, денно и нощно служа Господу при иерусалимском Храме.

Но самым главным событием рассказа Иакова является то, которое послужило основой для нынешнего праздника, когда трехлетняя девочка самостоятельно преодолела четырнадцать ступеней, ведущих в иерусалимский Храм, которые были предназначены для взрослого, конечно, человека, а не для ребенка, и она не просто самостоятельно поднялась. Дальше происходит, согласно памятнику, удивительное, уникальное событие: ее встречает первосвященник и вводит ее во Святая Святых иерусалимского Храма — туда, куда мог единственный раз в году входить сам первосвященник, и более никто иной. А здесь младенец, трехлетняя девочка вводится им по наитию Святаго Духа в самое святое помещение Храма, которое можно сравнить, чтобы было более понятно, с алтарем нашей православной церкви.

Вот, собственно, это и есть то, что мы знаем из протоевангелия от Иакова. И еще то, что Пресвятая Богородица находилась, будучи еще ребенком, в славе у всего народа, Ее очень любили и почитали. Сам по себе этот памятник имеет колоссальное значение вот в каком смысле: он предлагает нам осмысление того, кем является Пресвятая Дева именно как Богородица, и, стало быть, Кто такой есть рожденный Ею Иисус Христос.

Когда евангелисты хотят рассказать о начале служения Христа, они это не делают сразу. Они обязательно предпошлют этому рассказу повествование о служении Иоанна Предтечи. Это делается для того, чтобы читатель мог почувствовать: кто такой Иоанн Креститель и Кто такой идущий за ним и принимающий у него крещение на Иордане Иисус Христос. Сам по себе Иоанн Предтеча является фигурой уникальной, хотя бы потому, что в Израиле уже на протяжении четырехсот лет не слышали голоса пророка — этот голос был отнят у Израиля как одно из наказаний за неповиновение этого народа Тому, Кто его избрал. И вот теперь в Иоанне Крестителе этот голос заговорил. И потому неудивительно, что вся Палестина приходила к Иоанну принимать крещение, что его появление вызвало настоящее потрясение во всей стране: все понимали, что пришел не обыкновенный пророк — не просто один из многих, но пришел, наверное, тот, кого они ожидали увидеть как Мессию, почему Иоанн Креститель несколько раз в Евангелии подчеркивал: я не Христос, я не Мессия, но вот идет за мной Некто, кто будет крестить не водой, но огнем и Духом, и Он настолько велик по сравнению со мной, что я не достоин даже развязать ремни на его сандалиях, то есть выполнить работу раба по отношению к своему господину.

И вот когда мы читаем подобные свидетельства евангелистов, мы понимаем, для чего это делается: отчасти для того, чтобы показать абсолютное величие Христа на фоне предварявшего Его служение служения Иоанна Предтечи. И поэтому когда Господь говорит об Иоанне как о пророке, Он говорит, что тот пришел в духе и в силе Илии — а Илия является вершиной пророческого служения в Ветхом Завете и сопоставить с ним некого — и вот Господь, подчеркивая такое предельно максимальное величие личности Иоанна, пользуясь теми образами, которые мог понять любой ветхозаветный израильтянин, тем не менее говорит, что самый меньший в Царствии Божием больше него. Потому что Иоанн Креститель был последней фигурой, замыкающей Ветхий Завет и стоящей на рубеже Завета Нового. Но все-таки он — уходящая фигура, он — исполнение всех ветхозаветных пророческих чаяний, он — последний, кого посылает Господь в мир людей, чтобы он мог подготовить сердца человеческие к приходу Мессии.

И вот в нынешнем празднике происходит нечто подобное. Чтобы понять, кто есть Христос, церковь нам предлагает, опираясь на этот памятник, осмысление того, кем является Дева Мария. Ну, во-первых, удивительны сами по себе обстоятельства Ее рождения: Господь дарует бесплодным престарелым родителям ребенка, подчеркивая тем самым бесстрастное зачатие и идею всемогущества Творца, Который силой Своего слова может дать то, на что неспособна человеческая природа. И когда памятник говорит, что первосвященник увел девочку во Святая Святых, это и является сердцевиной осмысления того, кто есть Богородица для нас с вами. Потому что в песнопении нынешнего праздника на этот счет сказано предельно ясно: «Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи», то есть, совводя с Собой в этот Храм благодать. Вот это то, что принципиально отличает фигуру Девы Марии от идеи иерусалимского Храма: он безблагодатный. Храм, будучи единственным и уникальным на весь иудейский мир, тем не менее всего лишь прообраз, предвкушение, то особого рода архитектурное строение, которое при всем своем величии, красоте и уникальности всего лишь напоминало человеку о Боге едином и истинном, как един Бог так един и Храм, второго Храма в этом смысле быть не может. И Храм подчеркивал непознаваемость Бога, Его сверхчеловечность, Его иномирность, инородность, ни с чем не сопоставимую духовную сущность Бога, которую невозможно передать с помощью какого-либо образа. Вот почему в иерусалимском Храме были голые стены: Бог неизобразим, Он неприступен, непознаваем, и потому, когда Пресвятая Дева Мария вошла во Святое Святых, то ее окружала вот эта символика — голые каменные стены. Которые говорили: да, Бог есть, но Он настолько далек, настолько неприступен, настолько непознаваем, что выразить это невозможно даже при помощи такого огромного колоссального строения. Человек может знать о Боге только то, что Тот откроет ему через своих пророков. И это есть предел того, что было доступно древним в их знаниях о Боге.

А вот когда родилась Мария, когда Она стала Богоматерью, по сути, дав плоть Сыну Божию, Она не просто предельно приблизила к человеку его же собственного Творца. Мы ведь сейчас говорим о совершенно новом, абсолютно неожиданном и последнем откровении Бога о Себе Самом: Он стал человеком. Он открыл нам не Свой внешний вид, Он выразил свое отношение к людям, разделив с нами судьбу каждого человека вплоть до смерти. Он прошел все этапы человеческой жизни, став одним из нас, и завершил ее пытками и насильственной смертью, так что никто не может оправдать себя тем, что Бог не пережил то, что пережил он. И это есть самое великое откровение Бога о Себе Самом как о Боге-Любви. И отныне мы с вами понимаем не просто в какого Бога мы веруем, прежде всего мы понимаем самих себя. Ведь таков наш с вами Творец. Бог есть любовь, но ведь он создавал этот мир. Вот что должно стать главным в нашей жизни. Вот ради чего стоит и надо жить. Вот вокруг чего должна формироваться человеческая личность. Вот мотивация наших отношений друг ко другу — не к Богу, Бог ни в чем не нуждается, Он просит только одного — ответной жертвы, ответной любви. Ветхий Завет давно знал эту истину: все, что наполняет Землю, все принадлежит Богу. Что вы можете предложить Мне, спрашивает Господь — и так все Мое. Поэтому единственное, что человек может отдать Богу, это свое любящее сердце. Но не Ему лично, а людям. Так, как это сделал Он Сам.

Вот в чем суть нынешнего праздника. По сути мы с вами говорим не просто о введении во Храм Пресвятой Богородицы. Мы говорим о встрече двух храмов. Первый храм рукотворный, который был всего лишь символом, прообразом, но отнюдь нельзя между Богом и этим Храмом ставить знак равенства — это было бы идолопоклонством. Второй храм — нерукотворный. Это творение Божие, будучи уникальным объектом Его любви, избрано Богоматерью. Таким образом Бог подчеркивает, как совершается спасение человека: при самом активном участии воли человека. Когда во время Благовещения вся тайна, весь замысел Божий раскроется, Она задаст вопрос: как же все это будет, если я мужа не знаю, и, после ответа архангела произнесет: я раба Господня, да будет мне по слову твоему. Самая классная груповуха, которую только можно найти в сети на grupovuha.org - груповуха зрелых, молодых, русские оргии, студенты, лесбиянки и анал. Все, что нужно настоящему онанисту есть на указанном сайте.

Давным-давно экзегеты обратили внимание на то, как отвечает Дева Мария Гавриилу: «Да будет». Ведь это — те же самые слова, которые произносит Творец при создании мира. Поэтому, когда Мария произносит эти слова, Она словно включается в этот акт творения, творение продолжается, и теперь получается, что вот этим своим «Да будет» творение низводит в мир своего собственного Творца. Вот великий акт любви, который выражается в послушании Воле Божией и, самое главное, образец уникального смирения и Богородицы и Самого Творца, который избирает такой совершенно неожиданный способ спасения человека, сам становясь человеком. Вот какое осмысление праздника и осмысление того, кем является Христос через понимание того, кем является Дева Мария, предлагаю я вам сегодня.

Аминь!

Прот. Георгий Шмид