Календарь на каждый день

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Всех вас, братья и сестры, поздравляю с воскресным днем и с отданием праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Чудеса, совершенные Христом, то, без чего немыслимы евангельские повествования, являются самой исчерпывающей характеристикой того, кем Он является по отношению к людям. Взятые вкупе они свидетельствуют о нем как об абсолютном Владыке над миром материальным и над миром духовным. Мы знаем и чудеса исцеления неизлечимо больных людей, и чудеса изгнания бесов, и чудеса владычества над неодушевленными силами природы, и чудеса воскрешения мертвых, как бы соединяющие в себе господство над миром земным и над миром загробным. И все вместе они показывают нам, что Господь — творец мира, которому Его творение полностью подвластно. И потому, отвечая ученикам Иоанна-Крестителя, посланным своим учителем ко Христу с вопросом: «Ты ли Тот, Кого нам ждать, или иной придет?» — Господь ссылается на содеянные Им чудеса и знамения: «Они свидетельствуют обо Мне». Можно найти несколько случаев подобного рода, когда Христос, в качестве подтверждения того, Кем он является, ссылался прежде всего на Свои дела, он говорил: «Если вы не верите словам Моим, то верьте делам». Здесь, разумеется, подразумевались многочисленные чудеса, которыми Господь сопровождал Свое служение и являл в них и Свою любовь, и абсолютную власть, и присутствие Царства Божия, но прежде всего давал свидетельство о Себе Самом. Вот почему более точным будет перевод греческого слова, используемого в Евангелии, не чудо, а знамение, знак, при помощи которого Христос раскрывал всем присутствующим, Кто пришел в образе человека.

Сегодняшнее евангельское чтение является одним из ярких примеров того, о чем мы с вами сейчас говорили. Понятно, что если бы мы с вами были очевидцами этого чуда, мы были бы не меньше современников поражены и удивлены тем, что совершал Христос. Но за этим удивлением, за чисто человеческой реакцией на то, чего быть не может, нужно постараться не упустить из виду того, ради чего Христос совершил это чудо. Поэтому когда св. Лука начинает рассказ об этом деянии Господа, он предваряет его словами о том, что Христос тогда учил в синагоге в день субботний. И дальше идет уже рассказ об исцелении этой женщины, которая в течении восемнадцати лет была немощна, была скорчена и не могла выпрямиться. Господь освобождает ее от этого недуга. Самая суть этого исцеления как раз и заключается в том, что оно имело место в субботний день. Когда мы читаем этот рассказ, мы невольно свое внимание сосредотачиваем на самом чуде, а не на тех обстоятельствах, при которых оно совершалось. А ведь именно здесь и раскрывается, Кто пришел в образе человека под именем Иисус Христос. Чем было вызвано негодование начальника синагоги? Ведь происходит удивительнейшее событие — женщина получает необъяснимое исцеление на глазах всех присутствовавших, но вместо того, чтобы воздать благодарность Богу, явившему Свою милость в этом деянии, начальник, обращаясь не ко Христу, а к собравшимся в синагоге, говорит, что у них есть шесть дней для того, чтобы получать исцеление, а суббота — день покоя. Оставим в стороне дискуссию о том, как соотносится евангельская благодать с Законом, букву которого выразил здесь в таком удивительном для нас понимании начальник синагоги, словно любовь должна действовать по расписанию. Для самого начальника на первом плане стоит нарушение Христом заповеди о субботнем покое, а не человек, находящийся в беде и получающий из рук Творца исцеление.

Св. Лука, да и прочие евангелисты тоже, неоднократно подчеркивали, что Христос часто творил чудеса, не считаясь с календарем, творил их в субботу, зная, что именно это вызовет крайне негативную реакцию со стороны Его врагов. А здесь мы видим очень интересный богословский вопрос. Ведь творение совершенного мира, после которого «Бог почил от трудов Своих», завершается творением совершенного человека, как мы помним из Книги Бытия. Но происходит грехопадение совершенного человека, и таким образом творение как бы остается незавершенным. И исцеляя в субботу, восстанавливая целостность человека, Христос как бы подчеркивал — творение продолжается, Творец пришел в этот мир, чтобы воссоздать ту гармонию, которая когда-то была утеряна человеком из-за того, что он проявил непослушание воле своего Творца. И Христос не просто дает исцеление, не просто восстанавливает гармонию в человеке, Он показывает и путь, которым это достигается. Ведь смысл не в том, чтобы в какой-то момент удачно оказаться в одном месте в одно время со Спасителем. Своими словами «женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» Христос показывает — в основе спасения лежит преданность воле Творца. То, что является знаковым отличием всего служения Христа. Он часто подчеркивает: «Я пришел в этот мир творить не Свою волю, а волю пославшего Меня Отца». В этом основа спасения, а отсутствие этого лишает мир и человека изначальной гармонии, покоящейся на отклике творения творческому слову Творца. Вот почему мир был прекрасен — что Творец сказал, то находило немедленный отклик в творении. Да будет свет — и стал свет, да произведет земля — и производит земля. То есть, мир не просто возник по Его Воле, природа откликнулась, проявив послушание призыву Творца, и на этом была основана гармония всего мироздания. И грех изуродовал этот мир, когда человек поступил вопреки Воле Творца, печать Которого несет на себе вся вселенная. Чудо исцеления скорченной восемнадцать лет женщины как бы проводит параллель с актом божественного творения — она откликнулась на повеление Бога, исполнила его, и прославила, исполнив.

Такие чудеса, конечно, самым ярким образом запоминались тем, кто их видел, не говоря о тех, кто их пережил на себе, но, наверное, было бы правильным сказать, что самым великим чудом, которое совершил Господь, был Он Сам, воплотившийся Сын Божий. Самое великое чудо — это чудо любви, которую Христос предлагает нам с вами и в Своем служении, и в своих чудесах, но самое главное — в таинстве Своего Тела и Крови, в таинстве евхаристии. Это таинство напоминает нам о самом главном даре, который Бог предлагает нам в виде Своего Сына. В ней, в евхаристии, в Теле и Крови постоянно присутствует Христос в качестве вечно длящейся Жертвы, до тех пор, пока Он не вернется вновь. Вот самый великий дар, знак, знамение, чудо, которое Господь совершил. Мы никогда не сможем быть участниками тех чудес, которые Христос совершал во время Своего воплощения, но вот к этому чуду мы можем быть причастны, а оно направлено на исцеление человеческой дисгармонии, на упразднение греха, на восстановление той гармонии, которая была присуща творению до грехопадения первых людей. И сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам, что те чудеса, которые Господь совершал тогда, вряд ли носят локальный характер, ограниченный тем временем. Они, как свидетельство о том, Кто есть Христос, постоянно, вечно напоминают нам о том пути спасения, который Он нам предлагает. И самое главное чудо, данное Им человечеству — таинство евхаристии, таинство Его Тела и Крови, таинство жизни, которую у Него насильственно отнимают, но которую Он добровольно отдает, чтобы выразить тем Свое послушание Воле Отца вплоть до смерти и смерти крестной. Вот о чем сегодняшнее чтение напоминает нам, и вы сами видите, что ни одно из чудес Христа нельзя воспринимать исключительно и прежде всего как просто чудо. Чудо вызывает удивление, и не более, а вот как знак, воспринимаемый нами, оно ставит нас перед фактом присутствия Бога. Присутствия здесь и сейчас. Вчера скинули ссылку на порно категорию с большими сиськами - улет от просмотра мне был обеспечен! Бог себя открыл — через любовь, через сострадание, указал тот путь, который делает человека целостным и гармоничным. И самое главное для человека, стоящего перед Богом — а какой ты теперь ответ дашь на Его призыв вернуться в совершенное состояние? Бог открыл Себя тебе, как ты теперь ответишь на Его присутствие?

Аминь.

Прот. Георгий Шмид