Календарь на каждый день

Моя дочь скоро выходит замуж. С мужем мы не венчались. Имею ли я право благословить дочь на брак, если сама не венчана?

         -  Можете, но считаю своим долгом напомнить о том, что наполняет родительское благословение (далее – р.б.)  присущей ему силой и значением. Дело в том, что благословение родителями вступающих в брак детей есть знак принадлежности к традиционному обществу, знаком связи и самой связью поколений. Это знак принадлежности к роду своих предков.
         Значит, отказ от р.б. есть отрицание своей родовой принадлежности, указывающий, прежде всего, на то, что человек, принявший такое решение, еще не сформирован, не осознает себя как часть более масштабной общности, чем сам – рода, нации, народа. По сути, речь идет о скрытой, неосознанной вражде с семьей, родом. В более широком осмыслении – отказ от р.б. – есть признание своего выбора противоречащим Богу и роду, неуверенность в своем выборе или нежелание отвечать за него. Поэтому вступление в брак, сопровождаемое р.б.,  укрепляет весь род, связывая его узами ответственности и любви.
         Если отвечать на Ваш вопрос более частным образом, скажу так: р.б. есть продукт семьи и общества, возведенных на христианских ценностях. Понятие ЗАГСа в этот круг никак не вписывается. Поэтому р.б. уместно и обретает свою действенность, когда исходит от практикующей свою веру семьи и направлено на создание новой, такой же  православной семьи. Смысл р.б. придает именно его связь не просто с браком, а с таинством венчания. В противном случае, его следует воспринимать как некий залог, как благое начало, тяготеющее к своему завершению. Нечто, схожее с желанием вступающих в брак освятить свои обручальные кольца, а с венчанием повременить…

Почему курение является грехом? Приносит ли это занятие вред душе?

         - По мысли Феофана Затворника, курение следует рассматривать скорее не как грех, а как греховное пристрастие, обнажающее марионеточный дух курильщика, его несвободу от себя самого. Если Вы принадлежите к числу вдумчивых людей, Вы все это ощутите при первой же попытке расстаться с сигаретой.
         Несвобода влечет за собой страдание. В случае с курением это выражается в раздражении (стоит лишь вовремя не закурить), в эгоизме по отношению к окружающим и к своему собственному здоровью. Это в адрес души.
         И, в заключение сказанному, упомянем один случай, происшедший в 1905 г. со старцем Силуаном во время одной из его поездок по монастырям России. В  поезде он занял место напротив купца, который дружеским жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету. Отец Силуан поблагодарил за предложение, но отказался. "Не потому ли, батюшка, вы отказываетесь, что считаете это грехом? - спросил купец и добавил: - Но курение помогает часто в деятельной жизни; хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу и вообще в ходе жизни..." Тогда все-таки отец Силуан решился сказать: "Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно "Отче наш". Но купец ответил: "Молиться, перед тем как курить, как-то не идет". Преподобный заметил: "Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать".

Давно волнует вот какой вопрос. После развала СССР россиян буквально захлестнула волна зарубежных товаров, в том числе игрушек. Кукла Барби, у которой просматриваются формы взрослой женщины, уже есть в каждом доме! А для чего девочки в куклы играют в принципе? Так у них проявляется и воспитывается инстинкт материнства, они будущие мамы. Поэтому куклы, я считаю, должны внешне напоминать ребеночка. А эти Барби – сплошное безобразие, только сплошные наряды. Права ли я?

         - Основная тема игры девочек с куклой – «в ребенка». Заметьте, что кукла воспроизводила пропорции детского тела, почему была близка и понятна малышке. Вы абсолютно правы: такая кукла  учила девочку самому главному - быть матерью, учила любить, воспитывать, заботиться о ком-то.  На кукле девочка приобретала очень важные навыки на будущее.
         Теперь взглянем на Барби с ее гипертрофированными волосами, ногами и вполне сформировавшимися половыми признаками. Самое важное для родителей здесь - понять, что Барби нельзя нянчить, ее можно только украшать. Причем украшать только совершенно определенным образом, так как она выражает уже какой-то штамп красоты - пышные волосы, стройные ноги, развитая грудь. Эти акценты стоят вопросом перед детскими глазами. И если ребенок не чувствует себя похожим на Барби, то это трагедия для ребенка. А если ребенок чувствует себя похожей на Барби – это уже трагедия для родителей.
С помощью Барби ребенок научается штампу. При этом сама Барби - явно не ребенок. Она требует жертв. Эта кукла ставит девочку-хозяйку не в роль матери только что родившегося младенца, а в роль матери взрослой дочери, которая требует модных нарядов и понимания своего нового "модного" поведения. Девочка все время хочет поменяться с Барби местами - и капризно требует этого от родителей. Наряжая Барби, она почти формирует свое жизненное кредо - быть строптивой куклой в чьих-то руках, от которых требуется внимание, забота и ответственность. Барби приучает свою маленькую хозяйку снимать ответственность с себя. Половая перезрелость куклы Барби рождает безответственность и взрослые амбиции у ребенка, начинающего выказывать свою половую принадлежность гораздо раньше, чем того требует природа. Здесь «лучшую» роль среди дополнений к Барби - шкафчиков, ванночек, стульчиков, платьиц и зеркал - играет ее Жених, безымянный красавец-приложение. Будучи  легко заменяемой частью  ее интерьера, он либо подходит к ее "красоте", либо не подходит. Так подспудно формируется отношение к мужчине и его роли в жизни семьи.
         Что же в итоге? Давайте подумаем: вот кукла, какая может быть игра? Игра в вечный карнавал светской жизни, в легкость любовных отношений без семейной ответственности, во внешнюю "красоту" праздника, без неброской, но глубокой красоты повседневности? Для чего же мы тогда воспитываем наших детей?
И зададим себе еще один вопрос. На кого наши дочки захотят быть похожими: на Барби — или на свою маму? Но ведь не пластмассовые же люди воспитывают наших детей вместо нас. Даже если мы окружим детей самыми «правильными» игрушками, они не заменят живого общения, живого примера их матерей.

Что такое молитва по своей сути?

         - Чтобы ответить на Ваш вопрос, позволю себе его сформулировать иначе: о чем молился Сам Иисус Христос? В Евангелиях мы имеем два образца молитвы из уст Спасителя: это «Отче наш» и т.н. «моление о чаше» в Гефсиманском саду (Матфей 25, 39-42 и пар.). Если мы сопоставим их содержание, то заметим следующее: в обеих молитвах звучит одна и та же фраза: «да будет воля Твоя» (т.е. Бога-Отца, к Которому обращается с молитвой Сын Божий). Это не случайное совпадение и не повтор. Тогда что это?
         Первая молитва дана ученикам Иисуса в качестве ответа на их просьбу «научить их молиться» (Лука, 11, 1) в качестве образца молитвы как таковой. Вторая – звучит из уст Спасителя в преддверии искупительных страданий Иисуса. Так подчеркивается единство слова и дела у Иисуса, обретшее свое высшее подтверждение в Его страданиях и смерти на Кресте.
         Но за этим единством стоит главная особенность в служении Христа: это следование во всем воле Отца Небесного. Так раскрывает себя статус Иисуса как Сына Божьего («Моя воля есть творить не свою, но волю пославшего Меня Отца»). Так раскрывает себя путь спасения, явленный в служении Христа – следовать во всем воле Бога-Отца. На фоне сказанного обретают особую глубину и силу предупреждение апостолов Христовых о том, что источником всяческого греха является своеволие (или беззаконие).
         Поэтому сутью молитвы является осознанное желание подчинить свою волю воле Божией: это является единственным условием воцарения Царства Божьего в наших сердцах («Отче наш»), спасающим от нашего беззакония (своеволия) и  дарующим нам в нужный момент силы преодолеть свой эгоизм во имя дела Божьего (Гефсиманская молитва). В этом стержень молитвы, все остальное – добавление и толкование.

В юности мы с подружками каждый год гадали на святки, хотели узнать имя суженого. Потом я сама стала гадать на картах, и не только себе, но и друзьям, родственникам. Посвящала этому много времени. Люди говорили, что мои гадания сбываются. Сейчас мне 35, я давно не гадаю, верю в Бога, хожу в церковь. Хочу иметь семью и детей, но никак не могу найти спутника жизни. Неужели это расплата за то, что я нагрешила в юности? Как мне получить прощение Господа и наладить личную жизнь?

- В своей основе это «невинное» занятие – гадание – принципиально противоречит азам христианства: верующий человек не гадает (загадывает, угадывает) свое будущее, а деятельно формирует его на основании заповедей Господа. Отсюда – абсурд гадания как такового. Чтобы у человека было будущее, его надо связывать не с гаданиями, не с антихристианской символикой игральных карт, в конце концов, не с духом лжи. Поэтому, насчет того, что «гадания сбываются» - это время покажет.
         Желание иметь определенное будущее (в виде суженого или еще как-нибудь) предполагает процесс воспитания в себе определенных качеств. Поэтому, вполне возможно, что Ваше настоящее – это расплата за праздное и бесплодное любопытство юности. Вместо того, чтобы готовить себя к серьезным вопросам жизни, мы заменили это «гаданием на кофейной гуще». Только серьезный пересмотр базовых жизненных позиций и установок может повлечь за собой мир с Богом и с собой и, как результат, заслуженную (а не выгаданную) личную жизнь.

На Крещение и Пасху обязательно освящаем воду, храним ее в пластиковых бутылках. Только что с ними делать, когда святая вода заканчивается? Выбросить в мусоропровод рука не поднимается. Можно ли сжечь бутылки?

- Объектом действия Св. воды является, прежде всего, человек, его сердце, ум и воля. Сводить весь мощный духовный потенциал крещенской воды к вопросу о стенках сосуда, в котором она хранилась, таит в себе в перспективе опасность впасть в мертвый формализм в вопросах духа и свободы, за что так часто гневно судил фарисеев Иисус Христос. Спросите себя: что в итоге важнее перед Богом: наше трепетное отношение к святыне и, как результат, происшедшая в нас перемена к окружающему миру, или головоломка о том, как поступить с формой, в которой временно находилась эта святыня?

 

Муж развелся со мной через суд. Я его люблю, и развода не давала. Церковный брак мы пока не расторгли, и я этого не хочу. Может ли муж расторгнуть церковный брак в одностороннем порядке?

- Церковь не расторгает брак, а лишь фиксирует документально его распад. Необходимым документом в таком случае является свидетельство о расторжении брака, выданного ЗАГСом. Поскольку каждый из разведённых бывших супругов вправе получить его, точно так же вправе и получить в Епархиальном Управлении справку о несостоявшемся брачном союзе.

По состоянию здоровья я вынуждена работать на дому. Занимаюсь рукоделием, шью, вяжу, вышиваю, тем и зарабатываю на жизнь. Скажите, можно ли вышивать иконы для продажи? Какую молитву читать при вышивании икон?

- Во многих православных храмах можно купить разнообразные иконы. Значит, их тоже пишут иконописцы для продажи верующим. Поэтому и Вы можете вышивать иконы для продажи.
         Вышивание образа, действительно, следует сопровождать молитвой. Какой? Думаю, обращенной к Тому, над Чьим образом Вы трудитесь. Поэтому очень важно, чтобы  вышитый Вами с молитвой образ попал к верующему человеку, в «благочестивые руки». Востребованность по назначению плодов Ваших трудов – лучшая Вам награда. 

 

Моя сестра в последнее время пользуется косметическими средствами на основе солей Мертвого моря. Но, насколько я знаю, на месте Мертвого моря прежде находились библейские города грешников Содом и Гоморра. Вот я и думаю теперь: а соли Мертвого моря могут нести с собой вред из-за этого? Можно ли такой косметикой пользоваться?

- Мне кажется, что не следует смешивать причину и объект кары Божией со способом ее свершения. Кроме того, соль здесь может символизировать и горечь содомского греха и его консервацию гневом Божиим. Однако, символика соли и ее лечебные и косметические свойства – суть вещи разные. Вред причиняет человеку не косметические средства, пусть даже и основанные на материале из моря, ставшего самым страшным символом порока и непримиримости Бога с вопиющей безнравственностью во всей Библии, а наше беззаконие пред Богом. Этого надо бояться и всячески избегать, а не косметических компонентов, нравственно абсолютно нейтральных самих по себе.  

 

Живем в официальном браке 8 лет, но без венчания, есть 2 детей. Считается ли это «настоящим» браком?

 

- Несмотря на то, что общим для Церкви и ЗАГС’а является использование понятия «брака», это слово исторически принадлежит словарю Церкви. Соответственно, и смысл, который вкладывают в «брак» Церковь и ЗАГС, отличен друг от друга. В рамках идеологии ЗАГС’а как наследия атеистического прошлого нашей страны  - «брак» - это один из актов гражданского состояния, свидетельствующий о рождение новой семьи. Для Церкви – это таинство, в котором брачующимся напоминают, что любовь – не просто дар Божий, но имеет своим источником Самого Бога. Беря свою избранницу в жены, будущий супруг дает обещание пожизненной верности не столько перед ней, сколько перед Самим Богом, создавшим первую женщину для Адама. Так Церковь подчеркивает то, что лежит в основании брака как такового – это результат замысла Божия, по которому мужчина и женщина своей отличной природой дополняют друг друга.
         В итоге: роспись в ЗАГС’е ставит молодоженов перед лицом действующего на сегодняшний день законом, таинство венчания – перед Богом, источником любви, Творцом первозданной четы. Поэтому показателем «настоящего» брака является не столько время совместно прожитых лет и количество детей (хотя это, отчасти, и отражает существенные стороны брака – его нерасторжимость и чадородие), сколько то содержание, которым мы наполняем нашу жизнь в браке. Отсюда и черпают свое бытие такие неотъемлемые понятия брака (кроме вышеупомянутых двух) как единство и в беде и в радости на всю оставшуюся жизнь и связанная с этим верность супругов.  

Есть ли какие-то молитвы, чтобы муж меньше пил?

- С молитвенной просьбой об избавлении от недуга пьянства (а не от того, чтобы меньше пил) обращаются к Спасителю, Божией Матери, святому мученику Вонифатию, св. прав. Иоанну Кронштадскому и мн. др. Однако, при этом следует помнить, что наша молитва о конкретной помощи свыше предполагает активное соучастие нуждающегося в ней в этом процессе. Для начала – устойчивое осознанное желание окончательно расстаться с этим пороком и формирование – в качестве противовеса – устойчивых жизненных интересов и привязанностей.
     На фоне сложившейся ситуации не лишним будет напомнить: чтобы избежать подобной проблемы в семье, внимательно наблюдайте за своим возможным избранником в самом начале Вашего знакомства с ним: если при виде накрытого стола и выпивки у него начинают гореть особым огнем глаза – наверное, стоит пристальнее присмотреться к нему и подумать о том, стоит ли продолжать такое знакомство.

Свекровь говорит, что по воскресеньям работать грех. Почему? А если у меня всю неделю просто физически времени нет (работаю допоздна)?

- Название первого дня седмицы – «воскресенье» - пришло к нам из церковно-славянского языка. Так Церковь закрепила за этим днем память о дне, в который воскрес Иисус Христос. Это ставит в особую близость воскресение с пятницей, когда был распят и умер на кресте Господь. Поэтому наше времяпровождение в Воскресный день отображает как степень нашей ответной любви, благодарности за дарованное нам спасение, так и степень нашего понимания того, о чем нам еженедельно напоминает этот день.
В случае цейтнота времени разумно закрепить за каждым из домочадцев ту или иную обязанность по дому, чтобы высвободить для себя часть времени, достаточного для того, чтобы начать свой воскресный день с посещения храма и утреннего богослужения.

Можно ли ставит свечки во время службы?

         - Свеча – не только символ Вашей сердечной и пламенеющей молитвы к Богу, но и выражение Вашей посильной лепты на содержание храма, в котором она была куплена. Однако, ставить ее во время Богослужения перед той или иной иконой – нежелательно. Это создает ненужную суету, может отвлечь стоящих рядом прихожан от молитвы. Поэтому лучше это сделать или до, или после службы.

Слышала, что в православный брак можно вступать, только если разница в возрасте не превышает 20 лет. У меня есть знакомая, которая старше своего мужа на 22 года, живут хорошо. Можно ли им венчаться?

         - На самом деле допустимые возрастные рамки для желающих заключить брачный союз в Церкви гораздо шире: от совершеннолетия до 80-тилетия. Разница в возрасте брачующихся не оговорена. Поэтому – с формальной точки зрения – никаких препятствий для венчания у Ваших знакомых в связи с такой разницей в возрасте нет.
         Однако, для тех, кто еще не встретил свою «половинку», необходимо задуматься над следующим. Церковный брак стоит на трех «китах»: единстве, нерасторжимости и чадородии. При этом брак – не человеческое изобретение, которое можно варьировать по своему усмотрению. В соответствии с замыслом Божиим, он основан на том, что мужчина и женщина по своей природе дополняют друг друга. Три отмеченные его составные – столь же неотъемлемы от брака, как соленость от соли. Изъять один из них – значит извратить природу брака.
Отсюда, существенная и неотъемлемая сторона брака – рождение и воспитание детей. Во избежание серьезных проблем в будущем, разница в возрасте будущих супругов должна быть разумной, т.е. достаточной для того, чтобы зачать и родить здорового ребенка (детей), воспитать и «поставить крепко на ноги». Условным периодом на взращивание одного поколения (по Библии) как раз и является промежуток в 20 лет.

Выходить со службы нужно через другие двери – или это не имеет значения?

         - Если в храме имеются лишь одни двери, то ответ ясен: это и вход и выход одновременно. Если же проектом предусмотрены вторые двери (как правило, боковые), можно воспользоваться ими, чтобы не создавать неудобство для тех, кто входит через главный вход.
На самом деле, обращать свое внимание следует не на то, через какие двери Вы выйдете из Церкви, а с каким внутренним наполнением от встречи с Богом Вы покидаете храм, с каким «сухим остатком» в душе Вы пойдете по жизни дальше.

Как молиться, если муж стал изменять? Или это – промысел Божий и я должна это пережить?

         Покровителями христианского брака являются святые мученики Гурий, Самон и Авив. От блудной же страсти ее носитель может обратиться с молитвой к преподобной Марии Египетской.
         Измена – обратная сторона верности (или единства), одной из трех основных составляющих брака (наряду с нерасторжимостью и чадородием). Поэтому воспринимать это как проявления промысла Божия и пассивно ожидать перемены «настроения» мужа значит заблуждаться и рисковать его потерять окончательно.
         Супружеская измена всегда имеет свою предысторию и свои предпосылки. В такой ситуации уместно будет себе напомнить, что любовь – не статическое состояние, но живая реальность; чтобы она была долговременной, ее следует постоянно обновлять и обогащать. Отсюда - быть верным – значит упорствовать в любви, обновлять ее даже в самых серьезных и неблагоприятных обстоятельствах. Верность – это барометр самоотдачи себя тому, кого любишь.

 

Новый год приходится на пост. Можно ли испросить позволения батюшки - "согрешить" в Новогоднюю ночь, поесть и погулять вдоволь, вместе со всей страной? (Н., СПб).
- Рождественский пост, в отличие от Великого (перед Пасхой) и Успенского, не является строгим. Поэтому Вы можете взять благословение у своего духовника (если таковой имеется) на послабление поста (а не на «поесть и погулять вдоволь») в новогоднюю ночь. Однако, мой опыт подсказывает: не стоит смешивать подлинные ценности с преходящими, формирование внутренней сосредоточенности на Рождестве с его распылением на шумиху вокруг последнего дня календаря. Кроме того, празднование Нового года обретает свой смысл после – а не до – Рождества Христова.

 

Действительно ли в пост нельзя есть ничего вкусного? Или принцип только в том, чтобы на столе не было запрещенных для поста продуктов? (Светлана, Московская обл.)
- Принципиальный центр смысловой тяжести поста – в покаянии, в перемене ума и сердца, в обновлении всего строя человеческой жизни (а не в облегчении нагрузок для нашего желудка). Время поста – реальный и очень важный шаг на пути духовного становления человека. Еде в этом процессе отводится место вспомогательного средства воспитания воли, не более того.  Даже если она вкусная …
         К слову, а почему еда, которую мы готовим в посту, не должна быть вкусной? Вопрос в том, что Вы вкладываете в это понятие? Свежий, натуральный продукт, приготовленный со знанием, любовью и молитвой – один из вариантов ответственного отношения к тому, что производит земля, следуя творческому повелению своего Создателя.  

В чем состоит задача крестных? Что от них требуется? Просто забота о благополучии ребенка? Или необходимо еще и духовное руководство? Какое?

     - Институт крестных родителей (или  «восприемников», как они именуются в Требнике) существует с 1-го (апостольского) века. Его появление связано с тем, что в то время принимали крещение в основном взрослые - иудеи и язычники. О вере новообращенных необходимо было засвидетельствовать перед епископом, который совершал это таинство. Таковыми поручателями за веру крещаемых и являлись их восприемники. 
     Отсюда проистекает главная задача восприемников: подготовить своих кандидатов к таинству и научить их не просто правильно, но и осмысленно отвечать на вопросы, предлагаемые им во время крещения. В случае совершения таинства над младенцами восприемники произносили за него исповедание веры, что входит в их обязанности и поныне. К слову сказать, очень печально, когда многие из крестных родителей сами не знают наизусть Символ веры. За какую же веру они здесь ручаются?
     Далее участие восприемников в таинстве крещения состояло в том, что они – за вверенных им младенцев – произносили отречение от сатаны и давали обет сочетаться (именно так сказано в Требнике) со Христом.
      По принятии крещения восприемники призваны оказывать постоянное (потому и именуются они крестными родителями) духовное руководство в области веры и нравственности (благочестия). Любое воспитание, а тем более духовное, подразумевает присутствие опыта и искренности в отношениях двух сторон. Поэтому для тех, кто собирается дать свое «добро» на приглашение стать крестным, необходимо внутренне быть готовым строить его по принципу «делай, как я», а не «делай, как я сказал».
     Ясно, что за вменением крестным таковых обязанностей стоит забота Церкви о том, чтобы они сами твердо стояли в своей вере, были духовно полнокровными членами Церковной общины, практикующими свою веру. Именно опыт, основанный на деятельной вере, придает особую весомость и значимость институту восприемников, берущих на себя роль поручателей за ту веру, в которой они призваны воспитать самое дорогое, что есть у родителей физических – ребенок, душу которого они вверяют его духовным родителям.

Как будущим крестным подготовиться к таинству? Какие книги почитать? Соблюдать ли пост?
- Подготовка ко крещению со стороны крестных родителей зависит от понимания сущности  института восприемников как такового. Напомню, что он возник уже в 1-м веке, когда за веру новообращенных (иудеев и язычников) необходимо было поручиться перед епископом, совершавшим крещение. Это и входило в обязанности восприемников, которые трудились над взращиванием их веры и готовили к ответственному принятию крещения.
     В данной ситуации лучше всего пройти курсы катехизации или оглашения, если таковые имеются при Вашем храме, либо ознакомиться с духовной литературой вопроса, которую в изобилии можно найти на многочисленный церковных сайтах интернета либо в самих храмах.
     Пост в связи с предстоящим крещением для крестных родителей не обязателен.

Недавно был случай: собрались крестить сына, крестным папой пригласили быть моего приятеля. Перед таинством священник спросил его, может ли прочесть наизусть «Отче наш», и когда тот не смог, крестины отменил … Объясните, пожалуйста, как подготовиться к крестинам будущим крестным папам и мамам?

     - Знание таких ключевых молитв как «Символ веры» или «Отче наш» является своего рода показателем церковности крестных родителей. Их предназначение – ручательство за веру крещаемого и последующее духовное руководство на всю оставшуюся жизнь. Если Ваш приятель соглашается быть крестным, но у него недостает личной воцерковленности и необходимого опыта именно для духовного руководства Вашим сыном, значит, надо самому пройти этот путь первым, чтобы потом быть в состоянии реализовать себя в качестве «крестного», воцерковиться.
     Одним словом, чтобы приобщить к вере, надо самому жить ею. Книги могут подсказать, многому научить, но личного опыта они не заменят.

Когда кого-то хоронят, заупокойную молитву читают на маленькую иконку, а потом отдают ее родственникам усопшего. Что с этой иконкой делать?

     - Обычно ее оставляют у себя дома для молитвы за усопшего, а по истечении 40 дней образок можно отнести уже на могилу для той же цели.

У моей знакомой собака изгрызла икону. А через 2 месяца животное издохло. Это что же, собаку настигла кара? Что нужно делать в таких случаях (если шкодливое животное уничтожило икону)?

- Во избежание таких случаев икону следует вешать на недоступной для домашних питомцев высоте (если они у Вас есть), а самих питомцев –  вовремя кормить.  Не кара настигла животное, а животное поплатилось за халатное отношение к святыне (иконе) со стороны своего хозяина.

У нас дома долго висела икона – и вдруг ни  с того ни с сего упала, хотя никакого ремонта ни у нас, ни у соседей нет. Считается ли это дурным знаком? Что нам делать теперь? Бабушка все время ходит, углы крестит – боится.

- Дурным знаком считается верить в приметы, или, говоря по-простому, впадать в суеверие. Свою жизнь надо вверять любви Божией, а не падающим со стен предметам, пусть даже священным.

Мы живем в многоквартирном доме, построенном на месте разрушенной во время войны Церкви. Имеет ли это какое-нибудь значение для жильцов? Что Вы посоветуете?

- Разумнее всего – не ломать голову над вопросами, которые Вы разрешить не в состоянии. Храм разрушили не Вы. Дом на этом месте тоже не Вы построили. Сменить место проживания – вряд ли Вы на это согласитесь. Освятите свою квартиру и живите в мире с Богом, собой и своими соседями.

Часто вижу, что в маршрутках рядом с местом водителя прикреплена маленькая икона, обычно это Николай-Чудотворец. Хочу уточнить: какие в принципе иконы нужны водителю?

         - Водителю, прежде всего, необходимы знания правил вождения, навык и ясное понимание того, что никакая икона этого не заменит. По моему глубокому убеждению, икону в салоне автомобиля следует вешать для напоминания об ответственности, которую берет на себя владелец автомобиля за свою жизнь и за жизнь тех, кто сидит в его салоне и за жизнь простых пешеходов. На каком образе остановиться – Спасителе, Божией Матери или Св. Николае – не принципиально. Главное помнить, что икона - это не оберег, а образ, призывающий ценить дар жизни и относиться к нему с благоговением.

Долгие годы страдаю депрессией. Знаю, что уныние – это грех. А почему грех? Я же не специально это делаю, сама страдаю от него.
- В переводе с греческого грех значит «промах», «непопадание в цель». Отсюда несложно вывести понятие «ада» - это бесцельно прожитая жизнь. Поэтому Вы совершенно верно отразили свое ощущение его воздействия в своей жизни – Вы «страдаете». Но вряд ли можно поставить знак равенства между грехом и унынием.
         Уныние, скорее всего, не грех, а плод греха, обнажающее собою его содержание – абсолютное отсутствие любви и связанной с ней надежды, в силу чего таит в себе смертельную опасность для своего носителя: Вы только вслушайтесь, в какой родственный себе понятийный ряд вписывается уныние -  тоска, скука, нерадение, лень, праздность (или, по научному, - апатия, сплин). Поэтому и противопоставить этому недугу следует не просто веру, а веру, движимую любовью, плодом которой является надежда и активное приобщение к жизни и ее главным ценностям.

Мне 35 лет, замужем никогда не была, но очень хочу. С мужчинами вот только не везет, попадаются или женатые или пьющие. Должна ли я смириться (может быть, просто Бог этой доли для меня не планирует) – или просто молиться? А кому молиться и как, чтобы Бог послал суженого?


- Давайте сразу уточним одну принципиально важную деталь: замуж не «хотят». Страстное желание быть любимой, или избежать таким образом  одиночества, и т.д., относятся к ложным причинам для заключения брака и неуклонно ведут его к скорому разрушению. Брак, как известно, основывается на взаимной любви, подлинность которой удостоверяется четко осознаваемым желанием супругов дарить себя друг другу и быть вместе во всем – и в беде и в радости на всю оставшуюся жизнь. Правильное понимание сущности брака выражает себя не только в положительном аспекте – в серьезном отношении к своему избраннику(-це) на всю оставшуюся жизнь, но и в отрицательном – с кем брак просто по определению не состоится – это те, кого Вы упомянули в Вашем вопросе. Поэтому суть не в том, что относительно Вас планирует Бог, а, для начала в том, чтобы убрать из своей жизни ложное представление о браке.
Кстати, об этом и говорится в молитве «девицы о супружестве», имеющейся во многих православных молитвословах, но с обратной, положительной стороны: какие качества девушки нацеливают ее на подлинный брак. В частности: «сохрани меня от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают меня».

Икона в доме - в каком углу должна висеть? В правом ближнем или правом дальнем? И как быть, если нужный угол не приспособлен для этого (в квартире угловое окно)?
- Икону можно рассматривать как образ, который после освящения обретает связь со Своим Первообразом (изображения с Изображенным), или (по определению князя Трубецкого) как «умозрение в красках», призванный в таком случае напоминать нам об основах нашей веры и конечной цели человека – проявить в себе образ Божий. В силу этого иконе всегда отводилось особое место в домах верующих. Это т.н. «красный уголок» - правый дальний угол комнаты, из которого иконы сразу открывались взору входящего.
Когда такой возможности планировка комнаты не представляет, размещайте иконы таким образом, чтобы их положение делало удобным Ваше молитвенное обращение к ней: чуть выше уровня Ваших глаз – и образ виден, и приложиться к нему имеется возможность.

Действительно ли икона в комнате должна быть выше всех остальных предметов? А если так не получается, то как поступить?
- Место иконы определяется ее сущностью и предназначением (см. ответ выше): размещение иконы или икон в Вашей квартире должно быть таким, чтобы не только Вам, но и любому стороннему взгляду было очевидно -  икона занимает в Вашем мировоззрении и в помещении особое место.
Однако, не забывайте, что главным в иконе являются глаза Изображенного на ней. Поэтому, обращаясь с молитвой к образу, Вы должны видеть икону и иметь возможность приложиться к ней. В случае с наличием «домашнего иконостаса» главенствуют над всеми иконы Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи (Крестителя), расположенные – соответственно – справа и слева от Иисуса Христа, а уровнем ниже располагаются все прочие иконы.

Окна нашей квартиры выходят на кладбище.  Как-то не по себе из-за этого. А еще я недавно узнала, что беременна. Что же делать?!!!
- Прежде всего, не впадать в панику или отчаяние: сейчас Вы живете не для себя, а ради Вашего будущего ребенка. Думайте прежде всего о нем и о его благополучии, сейчас это главная Ваша реальность, а не та, что у Вас за окном. Скажу Вам откровенно, что тишина, покой и возможность подумать о смысле жизни делают это место лично для меня гораздо более привлекательным по сравнению с многими другими.
К слову сказать, кладбище – это, увы, далеко не самая страшная реальность в окружающем нас мире. Для Вашего ребенка было бы куда опаснее жить в соседстве с каким-нибудь химическим заводом или дымящим металлургическим гигантом.

На поминках после похорон на столе, как полагается, стояла фотография покойного, рядом с зажженной свечкой, но не вплотную. И вдруг загорелась! Значит ли это что-нибудь?

- На поминках, как и потом, пока бьется Ваше сердце, главным для Вас – по праву пережившего – должна быть деятельная память об усопшем и благодарность за то, что он был в Вашей жизни, а не интерес к случайному и сомнительному. Если вовремя такое отношению к окружающим нас вещам не взять под контроль веры, на смену ей может придти суеверие.

"Обязательно ли нужно исповедоваться? Зачем?"

- Исповедь есть мужество признать свою неправду перед Богом, людьми и самим собой. Исповедуя свои грехи перед Богом, мы тем самым признаем Его абсолютный авторитет в вопросах нравственности и Его исключительное право отпускать наши согрешения. 
Это наше свидетельство о том, что мы не хотим отождествить себя с тем, с чем пришли на исповедь. Мы хотим быть прощенными для того, чтобы опять быть вместе с Богом, с обиженными нами людьми и со своей совестью. Это возможность обрести то, что мог похитить у нас содеянный нами грех. Все это становится возможным благодаря  ясному пониманию того, без чего я не могу жить и прошу дать мне возможность исправить возникшую по моей вине проблему. Решайте теперь сами: обязательно и зачем Вам нужна исповедь.

«Куда обращаться и к кому, в какое время, в какие дни недели? Как подготовиться к исповеди?»

- Таинство исповеди совершается в любом православном храме священником в установленные дни и часы. Как правило, об этом говорится в объявлении о распорядке богослужений, которое вывешивается при входе в церковь, либо об этом можно узнать по контактному телефону выбранного Вами  храма.
В качестве примера, в нашем Соборе таинство исповеди совершается ежедневно, за 30 минут до начала Божественной Литургии: с понедельника по субботу в 8.30 ч. утра, а в воскресенье дважды – в 6.30 и 9.30 ч. утра. В случае, если на буднях случается великий праздник – действует расписание воскресного дня.
         Подготовка к таинству исповеди включает в себя: трехдневный пост (воздержание от мясных и молочных продуктов), чтение покаянных молитв и молитв перед Св. Причастием (есть практически в каждом православном молитвослове), осознание того, что придти на исповедь – значит стремиться распрощаться со своим печальным содержимым навсегда.
         Укажем несколько практических шагов, от которых зависит полнота востребования нами благодати покаяния. Первым делом, следует никогда не забывать: в основе таинства исповеди лежит горячее желание быть – несмотря на происшедшее – опять вместе с теми, кому мы причинили боль. Отсюда наш первый шаг – примириться с нашими близкими и друзьями. Без этого все остальные предпринимаемые нами шаги будут безосновательными и не принесут нам покоя. С дарованным нам прощением мы приходим уже на исповедь – это серьезное свидетельство с нашей стороны о готовности расстаться со своим прошлым навсегда.
         Второй шаг – помнить: прощение наших близких и Бога следует воспринимать как дарованный нам кредит доверия: в ответ на наше желание быть прощенными (от славянского «простить» - «выпрямить», дать возможность опять смотреть тебе в глаза, быть с тобой) нас прощают, нам говорят – мы тоже не хотим терять тебя. Вверяя нам себя, нам дают кредит доверия, который мы должны вернуть с процентами, искупить содеянное, окунуть себя в плоды наших поступков. Зачем это надо? Часто мы судим о наших поступках по внешней реакции людей, даже не догадываясь о том, что же происходит при этом в их душе. Лишь уничтожая плоды своих дел, в которых нас простили, мы понимаем по-настоящему, что мы натворили и как бы теперь я раскаивался, пережив все это на себе самом.
         Отсюда – третий шаг: глубокая и искренняя благодарность за дар («даром», «незаслуженно») прощения. Это не признак нашей воспитанности, это внутренний порыв нашей души как знак, что дарованное мне было крайне нужно, и это мог дать мне только ты. Есть благодарность – есть и гарантия того, что я сохраню? востребую этот дар и приумножу его. Нет, значит, наши отношения зашли в тупик и исчерпали себя. Мы больше друг другу не нужны.
         Помните последние слова, с которыми обращается священник к пришедшем к нему на исповедь: «Вот, ты пришел во врачебницу, не уйди же отсюда не исцелившимся». Бог и любовь Ваших близких к Вам и Ваша к ним да будут Вам в помощь.

Обязательно ли ходить в храм – или можно молиться дома?
- Чтобы ответить на Ваш вопрос, предлагаю воспользоваться другим термином – Церковь. Думаю, что для многих эти слова – синонимы. На самом деле именно второй из них определяет и выявляет сущность Церкви и церковной жизни.
         Дело в том, что именно под этим именем вошла в историю первая община учеников Христа. И это не случайно. По-гречески Церковь – это «экклесия», что значит собрание людей вследствие призыва, приглашения. Первые христиане осознавали себя призванными своим Божественным Учителем к объединению в собрание, т.е. в Церковь. И объединяли их не какие-то отвлеченные принципы, но верность призыву, радикальным образом изменившему их жизнь, который преобразовал некогда фрагментарные частицы-индивидуумы в единое тело Церкви.
         Вокруг чего собирается Церковь? – Вокруг Евхаристической трапезы. Поэтому не учреждение, не религиозный институт, не иерархическая административная структура, не здания (храмы), но народ Божий, собравшийся вокруг преломления хлеба и благословения чаши (Евхаристии) – вот что такое Церковь.
         В книге Деяний Апостольских, описывающей, в частности, возникновение первой христианской общины (Церкви), указан исходный принцип, конституирующий Церковь. Уверовавшие в результате апостольской проповеди первые христиане постоянно пребывали «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитве» (2, 42). Поэтому: хождение в Церковь выявляет в Вас члена народа Божьего в понимании, отмеченном выше, в то время как домашняя молитва свидетельствует лишь о Вашей набожности (что тоже немаловажно).

С детства плохая память. Никак не могу выучить другой молитвы, кроме «Отче наш». Можно мне читать ее по любому случаю?
- Уникальность этой молитвы не только в том, что она вышла из уст Самого Спасителя. Согласно Евангелиям от Матфея и Луки, она была дана как эталон молитвы. Ее образцовый характер проистекает из определенного восприятия своего Адресата – Бога-Отца. Текст молитвы предваряется в этом плане знаковыми словами Иисуса: «молясь, не говорите лишнего, как язычники … ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Матфей, 6,7-8).
Ввиду этого, при всей своей неповторимости, молитва «Отче наш» дана, прежде всего, как образец для того, чтобы научиться правильно обращаться к Богу: без лишних (того, что сверх меры) слов; с осознанием всеведения Божия (что помогает нам удерживать себя в рамках реального самовосприятия); с пониманием того, что есть настоящей нуждой для человека в этой жизни. Это пять основных реалий духовной и телесной жизни человека, которые, при всей своей сплетённости друг с другом, подразумевают безусловное главенство духовного начала.
Перечислим их: 1) восприятие Бога как Отца, 2) Царство Божие есть торжество воли Божией в наших сердцах, 3) восприятие Бога как источника и подателя «хлеба насущного», 4) понимание греха как долга, который м.б. прощен только Богом и при условии, что и мы прощаем «должникам нашим», и 5) Бог есть не только причина, но и защитник нашей жизни («не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого». Вместе взятые, они учат нас вверять всю свою жизнь в руки Божии: прошлое (грехи и их прощение), настоящее (хлеб насущный) и будущее («не введи…, избавь…»).
Мне довелось однажды услышать фразу, которая глубоко запала мне в душу и, одновременно, является ответом на Ваш вопрос. «Жизнь дана человеку для того, чтобы научиться беседовать с Богом». В таком случае, «Отче наш» является основой для построения этой беседы, ее началом, а не единственной формой обращения к Богу на все случаи жизни. Значит, молитва – это не заученный наизусть текст=обращение к Богу, а исполненное любви и благоговения обращение к Нему, благодаря которому молящийся становится сыном, обращающимся к Своему Отцу…

Почему нельзя разводиться? (Или можно? В каких случаях?)
- Обратной стороной развода является пожизненная верность супругов и нерасторжимость церковного брака как такового. И то и другое черпают себя из одного фундаментального свидетельства Библии -  Основателем брака является Сам Бог. Это значит следующее: а) призвание к браку вписано в самую природу мужчины и женщины, какими они вышли из рук Творца; 2) брак не является чисто человеческим институтом; в) как единственная форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, озвученная Творцом в раю, она должна выражать собой нечто предельно важное для человека, наделенного образом и подобием Божиим. Что именно?
         Бог творит человека из любви к нему, поэтому и призывает его к любви. Это видно из того, что любовь является фундаментальным и врожденным призванием всякого человека. Так реализует себя в человеке утверждение Библии о том, что он создан по образу и подобию Божию, Который Сам есть Любовь. Поскольку Бог создал человека мужчиной и женщиной, их взаимная любовь становится образом абсолютной и нерушимой любви, какой Бог любит человека.
         Теперь мы можем сделать еще один шаг к пониманию нерасторжимости брака. Любовь супругов, лежащая в основе заключения брака и его сущности, требует – в силу своей природы – единства и нерасторжимости созданного ими личностного союза на всю оставшуюся жизнь. Кстати, равное достоинство мужа и жены во взаимной любви указывает на единство брака, которое подтверждает Господь: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матфей, 16, 6). Отсюда проистекает и единственное допустимое основание для развода в устах Спасителя – прелюбодеяние (неверность, измена) одного из супругов, как оскверняющее святость брака и разрушение того, что до сих пор было «единой плотью».
         Кроме вины измены на данный момент существуют еще несколько поводов для развода, которые тоже черпают себя из понимания сущности и предназначения брака. Привожу их полный перечень:

отпадение одного из супругов от Православной веры;

противоестественные пороки;

неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или в результате намеренного самокалечения;

заболевание проказой, сифилисом, СПИДОМ, неизлечимой душевной болезнью в тяжелой форме;

длительное безвестное отсутствие;

осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния;

посягательство на жизнь или здоровье супруги или детей;

снохачество, сводничество;

извлечение выгод из непотребств супруга;

злонамеренное оставление одного супруга другим;

медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм или наркомания;

совершение женой аборта при несогласии мужа.

Учитывая важность и, одновременно, злободневность Вашего вопроса, еще раз напомню: с христианской точки зрения, половая биполярность и сама жизнь представляют собой ясные следы Божественного вмешательства – Творца, запечатлевшего в устроении и чувствах живых существ Свой Образ и подобие.
Понятно, что Бог не заключает в Себе половой дифференциации, но Он по Своей сущности есть отношение «я – ты». Отношение между мужчиной и женщиной в браке соотносится с Богом, т.к. оно представляет собой Его образ. Фактически, в браке мужчина и женщина – пропорционально глубине их любви – становятся друг для друга поводом к самораскрытию навстречу Высшей, бесконечно превосходящей их обоих Божественной реальности.
Развод лишает мужчину и женщину этой возможности, воплощает в себе обратную сторону любви – разобщение и одиночество. Это и есть именно то состояние первозданного Адама, которое Бог охарактеризовал словами: «не хорошо быть человеку одному» и вывел из него, сотворив ему помощницу, Еву.

Можно ли наказывать детей физически (напр. шлепать, ремнем)?
- Если мы говорим о допустимости физического наказания в целях воспитания, то давайте вспомним: «воспитание» (корень «пит» - «питать»), в церковно-славянском языке понимается как «вскармливание», а «наказание» - как «наставление, учение». Отсюда «наказанный» - это «наставленный» чему-либо человек. Если отвечать на Ваш вопрос, опираясь на языковое значение употребленных Вами терминов, то ответ очевиден: между воспитанием и физическим наказанием связи не существует и не предполагается. Зато значение этих слов подчеркивает, что на самом деле должно постоянно присутствовать в наших отношениях с детьми – это, соответственно, забота и личный пример. Отсюда рождается родительский авторитет для детей и их ответное послушание воле своих родителей.
Однако, в жизни случается все или почти все. Если, как Вы считаете, уже не обойтись без физического вразумления, задайте себе пару вопросов. К примеру: кто всё же больше виноват в сложившейся ситуации: Вы или ребенок? Адекватно ли Ваше наказание вине ребенка, особенно под «горячую руку»? Вы наказываете за то, что было, или чтобы этого не было впредь? Понимает ли Ваш ребенок требования взрослого человека? Согласен ли я с тем, что применять силу – это моя подпись в бессилии достучаться до его души? Становились ли Вы в результате наказания в детстве более вменяемым? И после какого возраста?
И последнее. Диалог с позиции силы, особенно в случае с ребенком, унизителен для обеих сторон. Помните, насколько и как Вас интересует детство Ваших детей, настолько и их будет интересовать Ваша старость. Насколько Вы любите Ваших детей, настолько Вы любите себя самих.

Бабушки, случается, говорят: «Бог тебя накажет». Что, и правда, накажет? Когда и как?
- «Наказать» в церковно-славянском языке значит «наставить, научить». С переменой содержания в наших умах этого понятия объективная его суть не изменилась: Бог человека вразумляет, а вот своими грехами мы наказываем прежде всего себя самих. Поэтому вопрос не в том, когда и как Бог нас накажет, а в том, что своими «промахами» (именно такое значение имеет термин «грех» в греческом языке) мы лишаем себя полноты жизни и душевного покоя.
         Однажды К.С.Льюис сказал (упрощаю): Бог разговаривает с человеком трижды - шепотом любви, голосом совести, рукой страданий. Верный признак того, на каком расстоянии мы находимся от Бога. Очень рекомендую взять на вооружение.
         Кстати, к опыту бабушек следует прислушиваться. Под старость внутреннее зрение обостряется: это время нашей золотой осени, когда мы пожинаем плоды посеянного нами когда-то. Что пока еще скрыто от молодых, то старикам уже видно воочию…

О грехе аборта:
- почему он считается грехом?
- Аборт есть насильственное прерывание беременности с последующей смертью плода. Стороннее вмешательство, влекущее за собой однозначно смерть, является грехом против 6-й заповеди Моисея («Не убивай»). Хочу обратить Ваше внимание на то, что эта заповедь вместе с 7-й («Не прелюбодействуй») и 8-й («Не кради») говорят нам о неприкосновенности того, что составляет ценность человека как такового: его жизни, любви (семьи) и собственности. Особенность оригинала текста в том, что сказуемые даны без дополнений. Это значит, что заповеди должны пониматься в самом широком смысле. Они запрещают убийство, прелюбодеяние и кражу в любой форме и  у всякого человека.
         По своей внешней форме грех – это сознательное или бессознательное нарушение воли Божией. По своей сущности – как на то указывает его греческий эквивалент – это «промах», «непопадание в цель». Значит, «греховность» - это уже неспособность попасть в цель. Отсюда рождается понятие ада – попусту (бесцельно) прожитая жизнь.
         Тяжесть совершенного греха проявляется в его последствиях, которые заявляют о себе далеко не сразу, но с течением времени и нашего внутреннего взросления заявляют о себе все более властно. Ужас смертного греха в том, что это ситуация, в которой есть лишь вход, выхода из нее по определению изначально не существует.

- Душарождается в момент зачатия человека, через 12 недель после зачатия или во время рождения?
- В момент зачатия. Этим подчеркивается уникальность дара жизни, вверенному человеку, перед которым он  может лишь благоговеть, а не посягать на него на несуществующих  правах « хозяина».

         - А если у женщины нет другого выхода? (напр. муж ушел и оставил беременную с 2-мя маленькими детьми?)
- «Безвыход» возможен только в одном случае: когда человек мертв. Значит, пока человек жив, выход всегда есть. Самое главное здесь – цена вопроса. Личная ситуация может измениться, достаток может придти на смену бедности, а вот малыша больше не будет никогда

         - Сильный токсикоз, из-за которого мама постоянно лежит в больнице, чтобы не умереть, - можно ли считать его знаком, что этот ребенок не должен родиться?
- К будущему ребенку это никакого отношения не имеет. Возможно, подоплека этого явления сугубо психологическая – осознанное или неосознанное неприятие женщиной своего нового положения.

 

Если на улице, в метро встречаю незнакомого священника, могу ли я попросить у него благословения?
- Можете. С Вашей стороны это будет свидетельством Вашей принадлежности к РПЦ и Вашего уважения к данному священнику. Однако, благословение – это нечто большее, чем просто благочестивая форма приветствования епископа или священника. Как правило, благословения просят с конкретной целью – предстоит тяжелый разговор, ответственная встреча, паломничество, пост, чтение особых молитв и т.д. Поэтому получить благословение значит одновременно заручиться помощью свыше на действительно благое и Богоугодное дело.

Если фанатик РПЦ достает (мама моего гражданского мужа житья не дает, все твердит: «иди в Церковь, покайся, исповедуйся, причастись, а то в аду гореть будешь»!) Права ли она?
- Мотив такого совета в настойчивой форме мне не известен. Поэтому могу сказать следующее. Судя по вопросу, Вы человек крещенный. Это означает, что свою веру, засвидетельствованную Вами в принятии таинства Крещения, Вы призваны утверждать и взращивать в лоне церковной общины. Это ваше право и обязанность. Сюда, отчасти, входит все, перечисленное в Вашем вопросе.
О какой же вере Вы свидетельствовали на таинстве Крещения? Сердцевиной веры в Бога является осознание того, что по своей сути – это ответная наша реакция на ощущение присутствия Бога как Бога любви в нашей жизни. Поэтому все формы выражения этой веры должны иметь исключительно добровольный характер. Любовь и принуждение несовместимы.
В итоге рискну предположить следующее. В чем корень оценки поведения Вашей свекрови как «фанатика РПЦ»? Иногда чья-то преданность чему-либо на фоне нашего равнодушия и воспринимается как проявление фанатизма. А иногда мы называем так боль человека за нашу подслеповатость. Не спешите судить строго, в любом случае за всем этим стоит явное неравнодушие к Вам и стремление помочь. В чем и как – это уже вопрос второй.
Кстати, «ад» - это «вечно длящееся раскаяние». Или «когда слишком поздно». Духовное состояние (или переживание), доступное, увы, для каждого из нас уже в пределах этой жизни. Есть, над чем задуматься всем нам, и советующим, и вопрошающим, и отвечающим…

            Как правильно себя вести, если на улице подойдет представитель «другого» христианства? Если он очень настойчив и пугает Страшным Судом?
- Мой личный опыт подсказывает: не обращать на него никакого внимания и идти своей дорогой. Серьезного разговора с такими «представителями» не получается, они слышат лишь самих себя и преследуют исключительно собственные цели. А вот настойчивость и запугивание указывают на явное применение психологических приемов воздействия, целью которых является «прощупать» Ваш характер на податливость и возможность манипулирования. По своей внешней форме такое «миссионерство» скорее напоминает вербовку в некую секту, причем забота о Вашей душе меньше всего входит в истинные намерения непрошенных «просветителей». Однако, на досуге задайтесь вопросом: почему подошли именно к Вам? Почему в общении с Вами (коль скоро Вы пошли на это) он позволил себе быть настойчивым и стращать Вас Страшным Судом?
         Если Вас эта тема интересует глубже, рекомендую Вам обратиться к брошюре:
Дворкин А.Л. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. Москва 1995 (можно скачать по адресу: http://www.iriney.ru/books/001.htm).

         Бизнес на религии (освящение машин, домов и т.д.): насколько это допустимо?
- Определимся сначала с терминологией. Заниматься бизнесом - значит вкладывать средства в производство товаров и услуг с целью получить большую сумму, продав их. Теперь судите сами, насколько уместен употребленный Вами термин. То, что Вы определяете словом «бизнес», на самом деле есть сугубо добровольное пожертвование за совершенную священником требу. 
         - И как определить, что батюшка – достойный человек?
- Это свойство подлинного Пастыря, для которого на первом плане -ответственность за вверенную ему от Бога душу. Это невозможно подделать и ощущается сразу - любовь либо есть,  либо ее нет.

Сейчас в почете Интернет, свои странички есть и у многих храмов. Насколько вообще «совместимы» с точки зрения нравственности церковь и Интернет?
- На сегодняшний день Интернет является самым доступным и недорогим источником информации по самым разнообразным вопросам, в т.ч. и касающихся религии. А в условиях дефицита времени у многих такая «шаговая доступность» к получению нужной информации делает его просто незаменимым. Вопрос в том, что ищет человек на просторах Сети? Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой  выносит злое. Эти слова Иисуса Христа (см. Мф 12,35) являются одновременно и ответом на Ваш вопрос.

         Может ли человек, который не может ходить в храм (бабушки, дедушки, которые находятся под патронажем собеса) заказать молитву за здравие по телефону, не выходя из дома?
- Да. Могу добавить, что к таким звонкам мы относимся с особым пониманием и ответственностью.

         О сайтах «Одноклассники» и «В контакте»: грешно ли общаться в них с незнакомыми людьми?
         - Общение зачастую возникает в результате встречи двух изначально незнакомых друг другу людей, вне зависимости от того, где эта встреча состоялась. Поэтому мне видится ответ на Ваш вопрос в иной перспективе. В отличие от визуального общения, что могу я сказать о человеке, общаясь с ним на обезличенных сайтах Интернета? Разве можно заменить живую реакцию человека на сказанное Вами разного рода смайликами, знаками препинания или как-нибудь еще? Ситуация, когда мы «общаемся», не видя лица своего собеседника и оставаясь сами в тени, нивелирует личностное начало.
         С другой стороны, общение на различных интернет-форумах облегчает поиск единомышленников и способствует обмену нужной информацией. Как и в любом явлении нашей жизни присутствуют свои положительные и отрицательные стороны, так и в случае с Вашим вопросом. Само по себе общение с людьми грешным быть не может – это следствие дара речи. Важно, что объединяет людей и к чему такое общение, в конечном счете, приводит.

Обязательно ли давать милостыню? А если человек лично обращается, но ты знаешь, что ему нужно на водку, - что делать?
- Существует такое определение трех великих христианских добродетелей: молитвы, поста и милостыни. Если молитва – это проявление Вашей любви к Богу, а пост – это проявление Вашей любви к себе, то  милостыня – это проявление Вашей любви к ближнему. Согласно учению Иисуса Христа, ближним является любой человек, оказавшийся в беде (см. притчу о милосердном самарянине, Евангелие от Луки, 10 глава, стихи 25-37). Поэтому «обязательный» характер милостыни напрямую зависит от степени Вашей любви к окружающим Вас людям, которая всегда есть отображением Вашей любви к Богу.
         Кроме этого, милостыня – это часть Вашей зарплаты или пенсии. Подавая милостыню, Вы добровольно отдаете часть потраченной на зарабатывание этой суммы денег Вашей жизни. Отсюда и значение Вашего вопроса, и желание не ошибиться в своих действиях.
         Милостыня призвана облегчить, а иногда даже спасти человека от обрушившейся на него беды, но не служить для удовлетворения его греховных наклонностей. Отсюда – в рамках Вашего вопроса – давать деньги на похмелье, значит способствовать дальнейшему духовному разложению этого человека. То же происходит и в том случае, когда не в силах отличить просящего, оказавшегося в настоящей нужде, от «профессионально нищенствующего» попрошайки, мы подаем часть своей жизни последнему.    

Сейчас очень многие стали ходить на занятия хатха-йогой. Это грех, или просто спорт и ею можно заниматься со спокойной совестью?
- «Грех это» или «просто спорт» определяется наличием или отсутствием требования медитации на занятиях. Как правило, средоточием йоги являются не физические упражнения, различные позы и движения, а именно медитация. Тело здесь лишь помогает сконцентрировать ум.
Какая в таком случае разница между молитвой и медитацией? Прислушаемся к сказанному двумя современными богословами и подвижниками, в годы своей молодости увлекавшимися восточной медитацией. Архимандрит Софроний (Сахаров) пишет: «Медитация, как отвлечение нашего ума от всяких образов, может давать нам ощущение успокоения, мира, исхода из условий времени и пространства, но в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу».  Молитва, напротив, выражает решительную веру в Бога, она борется, стучится к Богу, в ней нет места безличному — она всегда диалог.
Каковы же плоды медитации? Не понаслышке, а на личном опыте иеромонах Серафим (Роуз) утверждает, что увлечение подобными экспериментами может привести к тому, что «восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет чуждым» для нас. Куда же дальше?

Ситуация: муж-атеист не пускает жену в храм. Как ей быть? Обманывать его и ходить тайно?
- Согласно Федеральному Закону о свободе совести и религиозных объединениях РФ (от 26.09.1997 г. за №125-Ф3) Вам, как имеющей Российское гражданство, «гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 3, п.1). Ваш муж пользуется своим правом  – он атеист.  Воспользуйтесь своим правом и Вы. При такой мотивации Ваше хождение в Церковь не является обманом – Вы реализуете ту меру свободы своей совести, которую отводит Вам наше законодательство.
         К слову сказать, плодить «узников совести» - это в духе атеизма.

Как выбрать «своего» святого, к которому можно было бы обращаться с молитвой о помощи?
- «Свой святой» - это Ваш небесный покровитель, соименный Вам и память которого Вы празднуете в свой день Ангела или в день своих именин. Иными словами, если, к примеру, Ваше имя в крещении Константин, то днем Ваших именин является память святого с этим именем в ближайший после Вашей даты  рождения день. К нему, как к Вашему небесному покровителю, и следует обращаться с молитвой и учиться нести свое имя достойно Его памяти.